История

Кафедра народного инструментального искусства образована в 2018 году в результате объединения кафедр народных инструментов и оркестрового дирижирования. 

История кафедры народных инструментов (1959-2018)

В сентябре 1959 г. в Ленинградском государственном институте культуры имени Н. К. Крупской была открыта первая в вузах Ленинграда кафедра народных инструментов. С возникновением потребности в специалистах народно-художественного творчества в стране особенно остро встала проблема подготовки квалифицированных кадров для организации и руководства коллективами художественной самодеятельности, педагогической работы с детьми и подростками, организации художественно-творческой работы в культурно-досуговых учреждениях различного типа.

Первым заведующим кафедрой был назначен яркий музыкант-фронтовик, дирижёр государственного русского народного оркестра им. В. В. Андреева Ленинградского радиокомитета, доцент Николай Модестович Селицкий. Он пригласил для работы на кафедре известных музыкантов Ленинграда — Н. М. Свиридова (класс домры), заслуженного работника культуры РФ А. В. Зверева (класс балалайки), заслуженного деятеля искусств РФ, профессора, кандидата педагогических наук Н. М. Шахматова (класс инструментовки и чтения партитур), В. А. Баландина (класс баяна).

Первый приём состоял всего лишь из 12 студентов, поскольку информации об открытии кафедры было недостаточно. На следующий год было принято уже 20 человек.

С последующим увеличением студентов (в отдельные годы до 120 человек) потребовались дополнительные педагогические кадры, и состав кафедры стал быстро расширяться. Через год на кафедре стали работать доцент И. С. Дмитренко (как и Н. М. Селицкий был на фронтах Великой Отечественной войны), и.о. доцента И. А. Волков (позднее он основал кафедру русского хорового искусства в СПбГИК), члены Союза композиторов СССР Ленинградского отделения А. Л. Репников и И. А. Цветков, дирижёр Н. И. Махов.

Альбин Леонидович Репников в период работы на кафедре написал ряд сочинений для баяна и аккордеона, которые оставили ярчайший след в мировом аккордеонно-баянном искусстве. В тех же аудиториях, в которых учатся наши студенты, были написаны им «Концерт-поэма» для баяна с оркестром, «Концертино» для аккордеона, «Концертная сюита» для баяна и другие произведения.

Заслуженный деятель искусств РФ, профессор И. А. Цветков стал работать на кафедре уже будучи знаменитым у нас в стране композитором, чьи песни «Золушка» и «Гривастые львы» снискали огромную популярность и были любимы народом. Он вёл важную для формирования музыканта дисциплину «Инструментовка». Работу на кафедре И. А. Цветков активно совмещал с композиторской деятельностью на киностудии «Ленфильм». Здесь им написана музыка к более чем тридцати кинофильмам («Воздухоплаватель», «Башня», «Соломенная шляпка», «Лев Гурыч Синичкин», «История Аси Клячкиной, которая любила, да не вышла замуж» и др.).

Однако специалистов с высшим образованием по инструментальным дисциплинам «Специальный инструмент», «Ансамбль», «Изучение народных инструментов» катастрофически недоставало. Пришлось на должности преподавателей приглашать студентов народного отделения Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, имеющих опыт педагогической работы. В их числе был и один из авторов этих строк — Г. И. Андрюшенков, которому довелось начать свою работу на кафедре народных инструментов в 1962 году в качестве преподавателя-почасовика, оставаясь студентом 3 курса консерватории.

В конце семидесятых годов профессорско-преподавательский состав пополнили: заслуженный артист РФ, профессор М. И. Сенчуров, доцент В. П. Бирюков, доцент В. Н. Казанцев; старшие преподаватели Е. Л. Марковская, В. Ф. Щелокова, А. А. Бриндарова, В. М. Григорьев, Ю. Д. Рябков; преподаватели Ю. А. Демьянчиков, В. Д. Самодуров, А. М. Зуев, Г. Н. Попова, П. В. Иванов, Л. Г. Петров, а также её выпускники: заслуженный деятель искусств РФ, профессор В. И. Акулович, заслуженный работник культуры РФ, доцент А. Г. Дугушин, заслуженный работник культуры РФ, профессор А. В. Абакшонок; старшие преподаватели В. Н. Пирогов, А. С. Чанилов; преподаватели: Б. Б. Аверин, С. В. Красник, И. А. Прасолов, А. С. Ткачук, С. В. Горобец, Ю. А. Горобец, О. И. Веприцкая и др.

C 1961 по 1978 гг. кафедрой народных инструментов руководил доцент И. С. Дмитренко, который стремился создать настоящий центр подготовки кадров для традиционной системы музыкально-художественного воспитания. С возрастанием интереса государства к подготовке кадров для клубной работы был увеличен контингент поступающих в вуз. Одна кафедра уже не могла эффективно решать организацию учебного процесса, поэтому по инициативе доцента Н. И. Махова из профессорско-преподавательского состава кафедры народных инструментов была создана кафедра оркестрового дирижирования.

Cложилось так, что кафедра народных инструментов послужила основой, образно говоря, колыбелью для создания в институте новых кафедр: оркестрового дирижирования (основатель и первый заведующий кафедрой Н. И. Махов, затем — профессор В. Ф. Чабанный, а с 1984 по 2015 её возглавлял заслуженный деятель искусств РФ, профессор Ю. Б. Богданов); народно-песенного искусства (основатель и первый заведующий кафедрой, выпускник Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова И. А. Волков, с 1983 — доцент А. И. Гришин, в настоящее время кафедрой руководит профессор В. М. Сивова); духовых инструментов (основатель и первый заведующий кафедрой композитор О. Н. Хромушин, с 1978 профессор В. А. Ивановский). Эти кафедры сегодня составляют гордость нашего вуза.

В этот ответственный период штатный состав кафедры был пополнен выпускниками Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, которая к этому времени впервые начала выпускать специалистов для народно-инструментальной культуры. Среди них: доцент В. П. Соколов (класс баяна и аккордеона), Г. А. Петров (дирижирование), Л. Г. Петров (класс баяна), Ю. П. Петров (класс дирижирования), доцент Б.Ф. Патрикеев (класс дирижирования), старший преподаватель В. Н.Казанцев (класс баяна, ансамбля, оркестра), Л. М. Лебецкий (дирижирование), профессор и композитор В. А. Ивановский (класс инструментовки), старшие преподаватели: Е. Л. Марковская (класс домра), В. Ф. Щелокова (класс дирижирование), А. А. Бриндарова (класс ансамбля), В. В. Борин (класс ансамбля), В. М. Григорьев (класс баяна) и преподаватели: Ю. А. Демьянчиков (класс балалайки), В. Д. Самодуров (класс домры), А. М. Зуев (изучение народных инструментов), Г. Н. Попова (класс баяна).

В это же время на кафедре стали вести занятия со студентами известные молодые исполнители, лауреаты всесоюзных и международных конкурсов Н. А. Кравцов (аккордеон), В. Иванов (баян), В. П. Бирюков (баян), М. И. Сенчуров (балалайка).

Пополнение ППС кафедры высокопрофессиональными кадрами обеспечило заметный шаг по улучшению подготовки специалистов.

В 1978 году кафедра народных инструментов избирает на должность заведующего кафедрой молодого концертирующего аккордеониста, дирижёра и музыковеда, воспитанника Таллиннской государственной консерватории Н. А. Кравцова. Под его руководством кафедра обновила учебные планы и программы, разработала ряд новых курсов и дисциплин, которые обеспечили более глубокое понимание студентами закономерностей функционирования народно-инструментальной культуры, подняла исполнительский уровень студентов до требований отечественной народно-инструментальной культуры, приблизила их практическую подготовку и методическую оснащённость к специфике и потребностям современного народного искусства. Эти преобразования определили расширенное изучение традиционных народных инструментов, создали условия для более активной исполнительской практики в классах ансамбля.

Впервые было открыто изучение конструктивных устройств простейших народных инструментов, что позволило затем формировать у студентов навыки по изготовлению музыкальных инструментов (авторский проект старшего преподавателя А. С. Чанилова и пр.). Всё это было направлено на открытие нового педагогического направления по музыкально-эстетическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста (авторский проект доцента, кандидата педагогических наук Д. А. Рытова). Важным отличием учебной подготовки было направление по формированию творческого умения у выпускников в создании простейших обработок и транскрипций народных мелодий (авторский проект профессора, члена РАЕН И. М. Мациевского)

И наконец, особенно важно было приобщить студентов новой формации к научно-исследовательской деятельности в области изучения традиций народно-инструментальной культуры и её интеграции в образовательную и культурную систему страны. Эти усилия вывели кафедру на передовые позиции в отрасли, повысили востребованность наших специалистов в деле реализации государственных программ по подготовке кадров для клубной работы и руководителей самодеятельных коллективов народных инструментов.

Имена наших выпускников 70-х: заслуженные деятель науки РФ, доктор педагогических наук, доктора культурологии, профессор кафедры культурологии и философии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов А. П. Марков (класс профессора Н. А. Кравцова), доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности СПбГИК А. А. Сукало (класс старшего преподавателя В. Н. Казанцева), народный артист РФ, почётный председатель «Творческого союза работников культуры РФ» профессор Ю. П. Смирнов (класс профессоров Н. А. Кравцова и Ю. Б. Богданова), доктор педагогических наук, профессор, президент ООО «Центр Международного Делового Сотрудничества» Ф. М. Козлов (класс профессора Н. А. Кравцова), доктор педагогических наук, профессор кафедры социального управления Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, А. П. Панфилова (Хачатурян) (класс профессора А. Л. Репникова), начальник Культурного Центра Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, автор проекта и основатель всероссийского фестиваля «Милосердие белых ночей» А. П. Никитенко (класс старшего преподавателя В. Н. Казанцева), один из ведущих историков народно-инструментальной культуры, профессор А. И. Пересада (класс профессора Г. И. Андрюшенкова) и др. — снискали признание в отечественной культуре и искусстве.

Впервые в научной деятельности ППС кафедры появились хоздоговорные темы. Так группой ППС в составе доцента Н. А. Кравцова, старших преподавателей В. П. Бирюкова, В. П. Соколова, В. Н. Казанцева и заведующего кафедрой фортепиано В. А. Дадашева в рамках хоздоговора было осуществлено исследование по усовершенствованию конструкции первого отечественного готово-выборного аккордеона «Ленинград». На основе его итогов были представлены рекомендации ленинградской фабрике музыкальных инструментов «Красный Партизан» по улучшению настоящей модели (1979). Вскоре новые модели были включены в план «Музпрома» и к началу 80-х годов они быстро наполнили рынок для учебных заведений СССР.

В 1982 году на этой же фабрике по результатам научных исследований кафедры создаются первые модели концертных аккордеонов с клавиатурой системы Кравцова. Они изготавливались по «Авторскому свидетельству 765866 (СССР). Клавиатура для музыкального инструмента Кравцова /Автор изобретения Кравцов Н. А.» при непосредственном участии самого автора. Эти инструменты родились в стенах СПбГИК и явились продуктом самых современных научных разработок в области аккордеонно-баянной культуры. Сегодня самый первый аккордеон, т.н. «Опус 1», находится в Санкт-Петербургском государственном музее музыкальных инструментов на Набережной реки Фонтанки. Об эффективности перспективной научной разработки СПбГИК свидетельствует тот факт, что аккордеоны системы Кравцова сегодня изготавливаются на известных аккордеонных фабриках мира — «ZONTA» (Белоруссия), VICTORIA (Италия), BALLONE BURINI (Италия), BUGARI (Италия) — и с успехом культивируются в отечественных образовательных учреждениях и учебных заведениях Болгарии, Китая и Латвии.

В конце 80-х годов Министерство культуры СССР проводит долгожданную реформу образовательных программ институтов культуры в сторону инструментальной и специальной профессионально-педагогической подготовки. Практически сразу кафедра получила лицензию на подготовку музыкантов по специальности «Инструментальное исполнительство» (народные инструменты).

В связи с новыми требованиями необходимо было решать задачи по усилению инструментальной подготовки специалистов по таким основополагающим направлениям как струнные инструменты — балалайка, домра, гусли, гитара и баян-аккордеон. Поэтому появление в составе кафедры знаменитого ленинградского музыканта и композитора, Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора А. Б. Шалова (балалайка) и его единомышленника доцента И. И. Шитенкова (домра) серьёзно укрепило ППС кафедры и обеспечило повышение интереса абитуриентов к обучению на ней. Их активность и повышенная мотивация при поступлении в СПбГИК отразились на статистике конкурса поступающих, который в отдельных случаях доходил до 5 человек на одно бюджетное место.

Выпускников этого периода отличал высокий уровень инструментальной и профессиональной подготовки, что позволяло им успешно конкурировать на рынке труда среди таких же выпускников вузов России. Большинство из них и сегодня возглавляют работу по музыкально-художественному воспитанию в детских музыкальных школах, детских школах искусств и колледжах, успешно трудятся в высших учебных заведениях. Многие занимают руководящие должности в качестве директоров, заведующих учебной работой и отделов. Многие награждены и отмечены правительственными наградами, дипломами.

В последующее время всё это обязывало кафедру сохранять и приумножать зародившиеся традиции в подготовке специалистов. Состоявшаяся на рубеже ХX и XXI реформа высшей школы потребовала серьёзных дополнительных усилий коллектива кафедры. В результате этого процесса на рынке труда сформировался устойчивый авторитет ППС и определился высокий рейтинг кафедры, которого она достигла к столетию нашего знаменитого и любимого нами института. Надо заметить, что произошло это на фоне развития творческих контактов и жёсткой конкуренции с лучшими вузами России.

И сегодня, продолжая заложенные традиции, профессорско-преподавательский состав кафедры стремится быть достойным вкладу наших знаменитых учителей в развитие кафедры.

История кафедры оркестрового дирижирования (1967-2018)

Первым заведующим кафедрой оркестрового дирижирования (с 1967 по 1971 гг.) был один из первых выпускников Петербургской консерватории по специальности «Дирижёр оркестра народных инструментов», доцент Николай Иванович Махов. В 1971 г. кафедру возглавил известный дирижёр, ученик И. А. Мусина, заслуженный деятель искусств России, профессор Юрий Борисович Богданов. С его именем связан неуклонный рост профессионального уровня кафедры на протяжении четырёх десятилетий. В 2012 г. заведующим кафедрой оркестрового дирижирования был избран заслуженный деятель искусств России, профессор Виктор Ильич Акулович.

К своему 25-летию в 1985 г. кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования подготовили 1982 специалиста. В 70-е годы на кафедре осуществлялся набор студентов в педагогическую группу. По окончании ЛГИКа выпускники педгруппы получали квалификацию «Преподаватель дирижирования». В конце 70-х на кафедре оркестрового дирижирования открылась ассистентура-стажировка на дневном и заочном отделении, за годы учёбы в которой повысили свои знания около 40 человек.

За годы становления кафедра оркестрового дирижирования претерпела целую гамму преобразований в названии самой кафедры и специальности. И когда в начале 90-х произошло разделение на две самостоятельные кафедры со своими специальностями и специализациями, начался поворот в сторону профессиональной подготовки дирижёров оркестров народных инструментов. Для этого у кафедры был творческий и педагогический потенциал. Специфика работы кафедры оркестрового дирижирования состоит в том, что один цикл учебных дисциплин осуществляется преподавателями-дирижёрами (дирижирование, дирижёрская практика, оркестр, специальные лекционные курсы), второй — преподавателями-композиторами, которые по традиции ведут цикл дисциплин по инструментовке, инструментоведению и чтению партитур. По традиции за кафедрой закреплён оркестр народных инструментов, и в последние годы в учебный процесс был включён и Камерный оркестр «Скоморохи», который был создан в институте в 1969 г.

Педагоги кафедры оркестрового дирижирования института культуры представляют собой одну научно-педагогическую школу — петербургскую дирижёрскую школу в лучших её традициях. При обучении студентов важно, чтобы методические установки, педагогические принципы в обучении строились на основе одного направления дирижёрского искусства — на принципах обучения заложенных выдающимися музыкантами — А. В. Гауком, Н. А. Малько, И. А. Мусиным, Н. С. Рабиновичем, — создателями петербургской дирижёрской школы, признанной одной из лучших в музыкальном мире. Другой важный аспект при обучении дирижеров-народников — это сохранение традиций народного оркестрового исполнительства, идущих от создателя национального оркестра В. В. Андреева.

В разные периоды на кафедре преподавали известные музыканты-дирижёры оркестра им. В. Андреева. Доцент Н. М. Селицкий (1904-1985), ученик одного из создателей российской дирижёрской школы А. В. Гаука, руководил оркестром имени В. В. Андреева в 40-е годы. Он, будучи одним из ярких представителей первого поколения народников советского времени, отработал на кафедре почти четверть века. Заслуженный деятель искусств РФ, доцент Георгий Анатольевич Дониях (1914-1976), яркая неординарная личность, известный дирижёр (в разные годы был главным дирижёром Малого театра оперы и балета, Театра музыкальной комедии, Русского народного оркестра им. В. В. Андреева), преподавал на кафедре с 1968 по 1976 гг. Он был в числе лучших педагогов, ключевой фигурой, активно способствующей развитию творческого потенциала кафедры. Среди знаковых для кафедры событий того времени — лекции и занятия, которые проводил выдающийся педагог и дирижёр, один из создателей петербургской дирижёрской школы, народный артист России, профессор Илья Александрович Мусин. В истории кафедры работа таких известных музыкантов и педагогов как доцент Петербургской консерватории Б. Я. Тилес, заслуженный деятель искусств М. Е. Эпштейн, народный артист России С. К. Горковенко и много других ярких имён.

Огромную лепту в подготовку молодых специалистов-дирижёров в годы становления кафедры внесли первые выпускники кафедры народных инструментов Петербургской консерватории — Л. М. Лебецкий, Б. Ф. Патрикеев, В. Ф. Щелокова, Т. Н. Миронова, Г. А. Петров и Ю. П. Петров. Каждый из них проработал в вузе несколько десятилетий, вся их творческая жизнь была отдана кафедре. Старший преподаватель кафедры Валентина Федоровна Щелокова работала в вузе более пятидесяти лет!

В семидесятые-восьмидесятые на кафедру пришли молодые педагоги, сейчас профессора — В. И. Акулович, В. В. Савин, А. В. Абакшонок, выпускники вуза А. А. Красносельский, П. С. Рахлис, известные музыканты А. В. Гирш, Ю. В. Шалыт, Н. Н. Шихманов и др.

Следует отметить особый вклад в развитие кафедры известного дирижёра, педагога, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Юрия Борисовича Богданова (1927–2014). Он заведовал кафедрой оркестрового дирижирования с 1971 по 2012 гг., на протяжении сорока лет. Ему удалось создать высокопрофессиональный педагогический коллектив, и, как мудрому руководителю, особую творческую и доброжелательную атмосферу на кафедре. Его отец Б. Г. Богданов в начале ХХ в. был в числе самых известных в Ленинграде баянистов. Судьба Ю. Богданова сложилась так, что будучи известным оперным дирижёром, он более сорока лет был связан с народными инструментами. Богданов Юрий Борисович прошел трудный жизненный путь. Отец умер, когда ему было девять лет. Юнга Богданов стал участником Великой Отечественной войны, был награждён орденом Красной звезды. После войны окончил у профессора И. А. Мусина Ленинградскую консерваторию как оперный дирижёр. В 1953-78 гг. — дирижёр Ленинградского Малого театра оперы и балета. В репертуаре дирижера Ю. Богданова свыше 60 музыкально-сценических произведений. Многие годы он сотрудничал с Мариинским театром оперы и балета, Заслуженным коллективом республики и Академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, Оркестром русских народных инструментов им. В. В. Андреева. Гастролировал в Новой Зеландии, Австралии, Египте, Израиле. На «Ленфильме» с различными оркестрами дирижёр Ю. Богданов записал музыку к 80 фильмам. Преподавая также в Ленинградской консерватории, подготовил плеяду выдающихся дирижёров и педагогов, работающих в России и за рубежом. Ю. Б. Богданов — автор книги «Дневники по памяти (осколки воспоминаний)» (СПб: КомпозиторСанкт-Петербург, 2013. – 196 с., ил.), а также ряда статей по теории и практике дирижирования, автор-составитель ряда кафедральных сборников научных статей. Он до последнего дня активно участвовал в жизни кафедры и преданно служил делу развития дирижёрского исполнительства. В декабре 2016 г. в классе, где работал профессор Богданов появилась памятная доска.

Традиция привлечения на кафедру оркестрового дирижирования выдающихся музыкантов-педагогов продолжается в 2000-х, и сегодня в числе педагогов — главный дирижёр Театра музыкальной комедии, заслуженный артист России, выпускник нашей кафедры и ученик профессора И. А. Мусина, доцент А. В. Алексеев; заслуженный артист России, дирижёр Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, кавалер ордена Дружбы, кандидат искусствоведения, профессор В. А. Альтшулер; народный артист России, известный оперный дирижёр, профессор П. А. Бубельников. На кафедру пришло новое поколение педагогов — после окончания аспирантуры Санкт-Петербургской консерватории талантливый композитор, лауреат Всероссийского и Международных конкурсов композиторов, доцент В. Л. Круглик, а после окончания института и ассистентуры-стажировки — лауреат Международного конкурса, старший преподаватель Р. Б. Форкин, выпускник нашей кафедры, ученик профессора Ю. Б. Богданова.

В 2000-х, с выходом закона об образовании, кафедра перешла на новые формы обучения — бакалавриат, магистратура, ассистентура-стажировка. Особенностью работы последних лет стала установка на повышение профессионального уровня подготовки студентов, усиление практической части работы. 

 

Кафедры