История

История кафедры народного инструментального искусства,
направление «Дирижирование оркестром народных инструментов»
(с 1967 по 2018 гг. — кафедра оркестрового дирижирования)
Санкт-Петербургского государственного института культуры

В сентябре 1959 г. в Ленинградском библиотечном институте был открыт факультет культурно-просветительной работы, в состав которого вошли кафедры — хоровая, театральная и народных инструментов. И был осуществлен первый набор — 25 студентов. У истоков кафедры стояли: известный дирижёр Николай Модестович Селицкий (заведующий кафедрой с 1959 по 1961 гг.) и баянист Иван Семёнович Дмитренко, который руководил кафедрой с 1961 по 1967 гг. К середине 60-х годов план приёма на дневное и заочное отделение был увеличен до 120 человек, что привело в 1967 г. к разделению на две кафедры — народных инструментов и оркестрового дирижирования. Специфика подготовки студентов-народников состояла в том, что их обучение велось по двум основным направлениям — инструментальное исполнительство и дирижирование. Поэтому студенты на двух кафедрах проходили цикл предметов по специальному инструменту и цикл предметов по дирижированию (инструментовку, чтение партитур, оркестровый класс и др.) Кафедра оркестрового дирижирования была выпускающей.

Первым заведующим кафедрой оркестрового дирижирования (с 1967 по 1971 гг.) был один из первых выпускников Петербургской консерватории по специальности «Дирижёр оркестра народных инструментов», доцент Николай Иванович Махов. В 1971 г. кафедру возглавил известный дирижёр, ученик И. А. Мусина, заслуженный деятель искусств России, профессор Юрий Борисович Богданов. С его именем связан неуклонный рост профессионального уровня кафедры на протяжении четырёх десятилетий. В 2012 г. заведующим кафедрой оркестрового дирижирования был избран заслуженный деятель искусств России, профессор Виктор Ильич Акулович.

К своему 25-летию в 1985 г. кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования подготовили 1982 специалиста. В 70-е годы на кафедре осуществлялся набор студентов в педагогическую группу. По окончании ЛГИКа выпускники педгруппы получали квалификацию «Преподаватель дирижирования». В конце 70-х на кафедре оркестрового дирижирования открылась ассистентура-стажировка на дневном и заочном отделении, за годы учёбы в которой повысили свои знания около 40 человек.

За годы становления кафедра оркестрового дирижирования претерпела целую гамму преобразований в названии самой кафедры и специальности. И когда в начале 90-х произошло разделение на две самостоятельные кафедры со своими специальностями и специализациями, начался поворот в сторону профессиональной подготовки дирижёров оркестров народных инструментов. Для этого у кафедры был творческий и педагогический потенциал. Специфика работы кафедры оркестрового дирижирования состоит в том, что один цикл учебных дисциплин осуществляется преподавателями-дирижёрами (дирижирование, дирижёрская практика, оркестр, специальные лекционные курсы), второй — преподавателями-композиторами, которые по традиции ведут цикл дисциплин по инструментовке, инструментоведению и чтению партитур. По традиции за кафедрой закреплён оркестр народных инструментов, и в последние годы в учебный процесс был включён и Камерный оркестр «Скоморохи», который был создан в институте в 1969 г.

Педагоги кафедры оркестрового дирижирования института культуры представляют собой одну научно-педагогическую школу — петербургскую дирижёрскую школу в лучших её традициях. При обучении студентов важно, чтобы методические установки, педагогические принципы в обучении строились на основе одного направления дирижёрского искусства — на принципах обучения заложенных выдающимися музыкантами — А. В. Гауком, Н. А. Малько, И. А. Мусиным, Н. С. Рабиновичем, — создателями петербургской дирижёрской школы, признанной одной из лучших в музыкальном мире. Другой важный аспект при обучении дирижеров-народников — это сохранение традиций народного оркестрового исполнительства, идущих от создателя национального оркестра В. В. Андреева.

В разные периоды на кафедре преподавали известные музыканты-дирижёры оркестра им. В. Андреева. Доцент Н. М. Селицкий (1904-1985), ученик одного из создателей российской дирижёрской школы А. В. Гаука, руководил оркестром имени В. В. Андреева в 40-е годы. Он, будучи одним из ярких представителей первого поколения народников советского времени, отработал на кафедре почти четверть века. Заслуженный деятель искусств РФ, доцент Георгий Анатольевич Дониях (1914-1976), яркая неординарная личность, известный дирижёр (в разные годы был главным дирижёром Малого театра оперы и балета, Театра музыкальной комедии, Русского народного оркестра им. В. В. Андреева), преподавал на кафедре с 1968 по 1976 гг. Он был в числе лучших педагогов, ключевой фигурой, активно способствующей развитию творческого потенциала кафедры. Среди знаковых для кафедры событий того времени — лекции и занятия, которые проводил выдающийся педагог и дирижёр, один из создателей петербургской дирижёрской школы, народный артист России, профессор Илья Александрович Мусин. В истории кафедры работа таких известных музыкантов и педагогов как доцент Петербургской консерватории Б. Я. Тилес, заслуженный деятель искусств М. Е. Эпштейн, народный артист России С. К. Горковенко и много других ярких имён.

Огромную лепту в подготовку молодых специалистов-дирижёров в годы становления кафедры внесли первые выпускники кафедры народных инструментов Петербургской консерватории — Л. М. Лебецкий, Б. Ф. Патрикеев, В. Ф. Щелокова, Т. Н. Миронова, Г. А. Петров и Ю. П. Петров. Каждый из них проработал в вузе несколько десятилетий, вся их творческая жизнь была отдана кафедре. Старший преподаватель кафедры Валентина Федоровна Щелокова работала в вузе более пятидесяти лет!

В семидесятые-восьмидесятые на кафедру пришли молодые педагоги, сейчас профессора — В. И. Акулович, В. В. Савин, А. В. Абакшонок, выпускники вуза А. А. Красносельский, П. С. Рахлис, известные музыканты А. В. Гирш, Ю. В. Шалыт, Н. Н. Шихманов и др.

Следует отметить особый вклад в развитие кафедры известного дирижёра, педагога, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Юрия Борисовича Богданова (1927–2014). Он заведовал кафедрой оркестрового дирижирования с 1971 по 2012 гг., на протяжении сорока лет. Ему удалось создать высокопрофессиональный педагогический коллектив, и, как мудрому руководителю, особую творческую и доброжелательную атмосферу на кафедре. Его отец Б. Г. Богданов в начале ХХ в. был в числе самых известных в Ленинграде баянистов. Судьба Ю. Богданова сложилась так, что будучи известным оперным дирижёром, он более сорока лет был связан с народными инструментами. Богданов Юрий Борисович прошел трудный жизненный путь. Отец умер, когда ему было девять лет. Юнга Богданов стал участником Великой Отечественной войны, был награждён орденом Красной звезды. После войны окончил у профессора И. А. Мусина Ленинградскую консерваторию как оперный дирижёр. В 1953-78 гг. — дирижёр Ленинградского Малого театра оперы и балета. В репертуаре дирижера Ю. Богданова свыше 60 музыкально-сценических произведений. Многие годы он сотрудничал с Мариинским театром оперы и балета, Заслуженным коллективом республики и Академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, Оркестром русских народных инструментов им. В. В. Андреева. Гастролировал в Новой Зеландии, Австралии, Египте, Израиле. На «Ленфильме» с различными оркестрами дирижёр Ю. Богданов записал музыку к 80 фильмам. Преподавая также в Ленинградской консерватории, подготовил плеяду выдающихся дирижёров и педагогов, работающих в России и за рубежом. Ю. Б. Богданов — автор книги «Дневники по памяти (осколки воспоминаний)» (СПб: КомпозиторСанкт-Петербург, 2013. – 196 с., ил.), а также ряда статей по теории и практике дирижирования, автор-составитель ряда кафедральных сборников научных статей. Он до последнего дня активно участвовал в жизни кафедры и преданно служил делу развития дирижёрского исполнительства. В декабре 2016 г. в классе, где работал профессор Богданов появилась памятная доска.

Традиция привлечения на кафедру оркестрового дирижирования выдающихся музыкантов-педагогов продолжается в 2000-х, и сегодня в числе педагогов — главный дирижёр Театра музыкальной комедии, заслуженный артист России, выпускник нашей кафедры и ученик профессора И. А. Мусина, доцент А. В. Алексеев; заслуженный артист России, дирижёр Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, кавалер ордена Дружбы, кандидат искусствоведения, профессор В. А. Альтшулер; народный артист России, известный оперный дирижёр, профессор П. А. Бубельников. На кафедру пришло новое поколение педагогов — после окончания аспирантуры Санкт-Петербургской консерватории талантливый композитор, лауреат Всероссийского и Международных конкурсов композиторов, доцент В. Л. Круглик, а после окончания института и ассистентуры-стажировки — лауреат Международного конкурса, старший преподаватель Р. Б. Форкин, выпускник нашей кафедры, ученик профессора Ю. Б. Богданова.

И сегодня значительный вклад в педагогический процесс кафедры вносят профессора, которые отработали в вузе более четырёх десятилетий. Это — заслуженный работник культуры РФ, лауреат Международного конкурса, профессор Александр Васильевич Абакшонок, который трудится на кафедре и руководит оркестровым классом с 1975 г. Он окончил ЛГИК и ассистентуру-стажировку Ленинградской государственной консерватории по специальности «Дирижирование оркестром русских народных инструментов» (руководитель — доцент Б. Я. Тилес). На протяжении многих лет ему удаётся так организовать работу оркестрового класса и дирижёрскую практику студентов, что оркестр регулярно и с большим успехом выступает в лучших концертных залах Санкт-Петербурга. Концерты оркестра вызывают чувство гордости за высокопрофессиональную творческую работу дирижёра и педагога профессора А. В. Абакшонка. Будучи талантливым инструментовщиком, он создал более 200 партитур для оркестров и ансамблей русских народных инструментов. Он является автором ряда интересных и полезных статей по теории и методике преподавания дирижирования, автором-составителем большинства рабочих программ и учебно-методических комплексов по специальным учебным дисциплинам. Абакшонком А. В. созданы и читаются оригинальные лекционные курсы, не имеющие аналогов в других вузах России: «Теоретические основы дирижирования» (с 1985 г.) и «Методика преподавания дирижирования» (с 2001 г.). Абакшонок А. В. является одним из основателей и концертмейстером известного петербургского ансамбля «Скоморохи» в периоды с 1969 по 1972 гг. и с 1989 по 2005 гг. Его высокий преподавательский уровень подтверждается на практике успешной работой его выпускников, которые обладают всеми необходимыми знаниями для выполнения столь сложной задачи, как организация и руководство оркестром русских народных инструментов.

Виктор Ильич Акулович работает на кафедре с 1972 г., он окончил наш институт культуры и ассистентуру-стажировку Ленинградской консерватории. На кафедре он после окончания вуза — с 1972 г. В настоящее время — заслуженный деятель искусств России, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук, профессор, а с 2012 по 2018 гг. — заведующий кафедрой оркестрового дирижирования. В 1983 г. В. И. Акулович защитил диссертацию по истории оркестра русских народных инструментов. Им опубликовано более 50 работ по проблемам народной инструментальной музыки. Акулович В. И. — автор нескольких сборников партитур для народного оркестра из произведений А. Петрова и С. Слонимского. С 1995 г. вёл авторский цикл на петербургском радио, в эфир вышло более ста сюжетов.

За 45 лет работы в институте культуры он подготовил около 200 специалистов, работающих в области народно-инструментальной музыки в России и за рубежом (Индия, Монголия, Чехия, Йемен, Финляндия, Китай). Среди выпускников и студентов его класса есть лауреаты и дипломанты конкурсов дирижёров, которые успешно трудятся на поприще народно-инструментального искусства.

В. И. Акулович активно занимается концертной деятельностью. Он подготовил концертные программы в качестве дирижёра с почти 30-ю оркестрами народных инструментов России и за рубежом, выступал в России с известными коллективами — Национальным оркестром России им. Н. Осипова, Петербургским концертным народным оркестром, Смоленским оркестром им. В. П. Дубровского, «Онего» Карельской филармонии, Академическим русским оркестром им. В. В. Андреева, с оркестрами Владимира, Калининграда, Красноярска, Сочи, Краснодара, Челябинска, Великого Новгорода, Волгограда и др. В. И. Акулович неоднократно приглашался как дирижёр в г. Манчестер (Англия), где выступал с Южным симфоническим оркестром и детским оркестром «Калинка» (Манчестер, Англия). С 1999 по 2005 гг. в качестве приглашенного дирижёра подготовил ряд программ с Гельсингфорсским балалаечным оркестром (г. Хельсинки, Финляндия).

С 1969 г. он руководит студенческим ансамблем (с 2005 г. — камерным оркестром) «Скоморохи», который получил международную известность, выступая в двух десятках стран по всему миру. Школу «Скоморохов» прошли более 300 студентов нашего института. Сегодня коллектив является хорошей базой дирижёрской практики для студентов кафедры.

Среди наших педагогов, из тех, кто отдал кафедре и вузу около четырёх десятилетий — профессор Виктор Вячеславович Савин, заместитель декана факультета искусств. На кафедре оркестрового дирижирования работает
с 1980 г. Профессор В. В. Савин — выпускник кафедры народных инструментов Ленинградской консерватории. В 1979 г. он окончил ассистентуру-стажировку ЛОЛГК по специальности дирижирование оркестром народных инструментов (руководитель — доцент Б. Я. Тилес). Уже в бытность педагога, в Петрозаводском филиале Ленинградской консерватории, начал выступать как дирижёр с оркестром народных инструментов, записал несколько концертных программ на Карельском телевидении и радио. В. В. Савин был исполнителем ряда премьер произведений карельских композиторов. В частности, высокую оценку специалистов получили записи концертных программ дирижёра В. В. Савина на Петербургском телевидении и радио с оркестром народных инструментов им. В. В. Андреева. В. В. Савин является ярким музыкантом-дирижёром, высококвалифицированным методистом, опытным преподавателем. Имеет 45-летний стаж педагогической работы (42 года из них — в вузе). За эти годы в классе дирижирования профессора В. В. Савина прошли профессиональную подготовку свыше 150 студентов. Большинство выпускников его класса успешно работают с любительскими и профессиональными оркестрами и ансамблями, ведут педагогическую работу в образовательных музыкальных учреждениях, внося тем самым реальный вклад в развитие отечественной культуры. Широта и разносторонность интересов с яркостью проявилась в научно-педагогической и творческой деятельности В. В. Савина. В издательствах «Музыка» и «Советский композитор» издано несколько сборников обработок и переложений для ансамблей народных инструментов. Он является автором ряда статей и методических пособий по проблемам вузовского образования. С 1983 г. — заместитель декана факультета искусств по учебно-методической работе. В рамках его обязанностей — организация образовательного процесса на двенадцати кафедрах факультета искусств, ведущих подготовку по трём специальностям и пяти специализациям высшего профессионального образования. В условиях реформирования высшей школы, потребовались большие усилия, мастерство и новаторство профессора
В. В. Савина по внедрению новых образовательных стандартов. Как педагог, имеющий огромный опыт, В. В. Савин в 2001 г. был награждён знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре».

В 2000-х, с выходом закона об образовании, кафедра перешла на новые формы обучения — бакалавриат, магистратура, ассистентура-стажировка. Особенностью работы последних лет стала установка на повышение профессионального уровня подготовки студентов, усиление практической части работы. Традицией становятся публичные концерты наших студентов-дирижёров. В последние годы студенты кафедры стали постоянными участниками Всероссийских и Международных конкурсов дирижёров. Сегодня в числе лауреатов и дипломантов наши студенты и выпускники — Н. Трофимова, Т. Бусина, К. Гуркина, А. Варшавская, Л. Варганов, Е. Кузнецов, О. Мильцына, Е. Туманцева.

В числе магистральных, основных направлений в развитии кафедры — усиление теоретической базы подготовки студентов, вооружение их современными знаниями в области развития оркестрового жанра, связанное с разработкой и внедрением в учебный процесс новых, специальных лекционных курсов, разработанных на нашей кафедре профессорами А. В. Абакшонком, В. И. Акуловичем, В. Д. Биберганом и старшим преподавателем Р. Б. Форкиным. В последние годы на кафедре был реализован ряд важных научных проектов: в 2011 г. издан сборник научных статей «Русский народный оркестр и его дирижёры», в 2014 г. проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России» с публикацией докладов, в 2014 г. издан сборник инструментовок студентов кафедры оркестрового дирижирования «Дирижёрская практика». Педагогическая, научная и творческая деятельность на кафедре позволяет нашим студентам получать глубокие теоретические и практические знания, которые находят отражение в уровне их подготовки выпускных квалификационных работ, рефератов и аннотаций, связанных с широким кругом проблем дирижёрской профессии.

На кафедре оркестрового дирижирования такие предметы, как инструментовка, инструментоведение, чтение партитур, основы композиции ведут, как правило, композиторы. На протяжении многих лет гордостью кафедры были заслуженные деятели искусств РФ, профессора Н. М. Шахматов, И. А. Цветков, В. Д. Биберган — букет славных композиторских имен. Без преувеличения можно сказать, что подобного «созвездия композиторов» не имела ни одна кафедра народников в нашей стране. Это яркие творческие личности, игравшие, и теперь играющие, значительную роль в музыкальной жизни Ленинграда — Петербурга. Высокие профессионалы и мастера своего дела, они оснащают студентов и аспирантов не только высоким уровнем знаний, но и формируют у них творческое отношение к будущей профессии.

Старейший среди этой плеяды педагогов Николай Моисеевич Шахматов (1925-2006) — он в «классиках жанра», как создатель репертуара для народного оркестра с первого своего произведения «Русская фантазия», созданного для оркестра им. В. В. Андреева в 1954 г. Написанные им сюиты «Псковские зарисовки», «По пушкинским местам», увертюра «Праздник на селе», «Эпическая поэма» обработки народных песен входят в репертуар многих современных коллективов. На кафедру он был приглашен в 1961 г., и сразу занял на ней важное место, уделяя много внимания научно-методической работе. В 1995 г., уже в солидном возрасте, он защитил кандидатскую диссертацию по проблемам музыкальной подготовки руководителей народных оркестров. Пятьдесят лет педагогического труда нашли отражение в подготовленных Николаем Моисеевичем учебниках и учебных пособиях: «Инструментовка для оркестра русских народных инструментов» (1985), «Анализ оркестровой партитуры» (1967), сборники пьес для ОРНИ, учебно-методические рекомендации по инструментовке, которые и сегодня активно используются в учебном процессе.

На протяжении всего своего творческого пути известный петербургский композитор Игорь Аркадьевич Цветков (1935-2000) много и плодотворно работал в жанрах симфонической и камерной музыки, писал музыку к драматическим спектаклям, спектаклям театров кукол, театра миниатюр под руководством Аркадия Райкина, музыку к художественным и мультипликационным фильмам, постоянно обращался к музыке для русских народных инструментов. Успех в этом жанре ему обеспечивало доскональное знание выразительных возможностей оркестра. Талантливый композитор и педагог, Игорь Аркадьевич проработал на кафедре оркестрового дирижирования 35 лет. Через его класс по инструментовке прошли целые поколения выпускников. Игорь Цветков был востребованным композитором как автор эстрадных песен и среди них, такие хиты, как популярная «Золушка». «Гривастые львы» и др. А созданные им такие произведения, как увертюра к спектаклю «Полоумный Журден», вальс из кинофильма «Воздухоплаватель», «Петербургская серенада» и ряд других концертных пьес постоянно звучат в исполнении оркестра русских народных инструментов СПбГИК, оркестра им. В. Андреева и многих других коллективов.

С 1978 г. работает на кафедре известный композитор, народный артист России, профессор Вадим Давидович Биберган. Он окончил Уральскую консерваторию по двум специальностям — фортепиано и композиция. Научным руководителем в аспирантуре Ленинградской консерватории у него был выдающийся композитор Д. Д. Шостакович. В. Биберган — талантливый композитор и педагог, признанный авторитет в музыкальном мире. Он отмечен государственными наградами — народный артист России, обладатель премии Гран-При композиторского конкурса (Япония, г. Токио, 1993 г.), награждён Орденом Дружбы (2003), лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга. На протяжении четырёх десятилетий В. Д. Биберган передаёт свои знания и опыт студентам Санкт-Петербургского государственного института культуры.

Композитор Биберган В. Д. — автор музыки более чем к 80 фильмам. Многолетнее сотрудничество связывает его с выдающимся кинорежиссёром Г. Панфиловым (киноленты «В огне брода нет», «Начало», «Васса», «Романовы. Венценосная семья», «В круге первом» и др.) и с целым рядом других замечательных кинорежиссёров. Многие кинокартины с музыкой В. Бибергана неоднократно удостаивались призов и наград на отечественных и международных кинофестивалях. Слушателям полюбились камерные сочинения В. Д. Бибергана: променад-сюита для духовых и ударных, вокальные циклы «Фанфары» и «Висимские песни», сюиты для фортепиано в 4 руки. Он испытывает в своём творчестве неизменный интерес к музыке для русских народных инструментов. Почти полвека назад В. Биберганом была создана концертная сюита «Русские потешки», сочинение в своём роде уникальное, новаторское, получившее одобрение Д. Д. Шостаковича. Это произведение имеет огромный успех и постоянно исполняется различными оркестрами и ансамблями. Неиспользованные ранее возможности народного инструментария открывают его сочинения последних лет   это «Концерт для гуслей звончатых» с оркестром, Маленький концерт для оркестра «Веселый торжок» (посвящён ансамблю «Скоморохи»), концертная сюита «Мелодии народов мира», «Ария», «Любимая мелодия» для фортепиано с народным оркестром и целый ряд других.

Народное инструментальное искусство становится также предметом исследовательской работы профессора В. Бибергана, им опубликован ряд научных статей.

Важную роль в подготовке дирижёров играют занятия в оркестровом классе. Это и навыки совместного музицирования, и студенческая дирижёрская практика работы с оркестром. Эту роль в учебном процессе успешно выполняет наш оркестр — лауреат Международного конкурса оркестр русских народных инструментов СПбГИК, который существует уже более 50 лет. В разные годы с оркестром работали известные дирижёры, такие, как Н. М. Селицкий, Ю. Б. Богданов, А. В. Гирш, В. И. Акулович, А. В. Алексеев. С 1975 г. постоянным руководителем оркестра является заслуженный работник культуры РФ, профессор Александр Васильевич Абакшонок. В составе оркестра более 60 музыкантов — студенты кафедры народных инструментов и кафедры оркестрового дирижирования института культуры. Репертуар оркестра огромен — от переложений оперно-симфонической музыки до оригинальных произведений для народного оркестра современных композиторов. Почётное место в репертуаре оркестра занимает музыка петербургских композиторов, работающих в институте, таких, как Н. Шахматов, И. Цветков, В. Биберган, Я. Дубравин, В. Круглик. Многие замечательные произведения наших педагогов-композиторов были впервые исполнены студенческим оркестром. Репертуар оркестра постоянно расширяется благодаря активной творческой деятельности художественного руководителя оркестра, профессора А. Абакшонка, а также, регулярно пополняется лучшими студенческими работами.

Деятельность оркестра русских народных инструментов СПбГИК является хорошей базой в деле подготовки будущих артистов оркестра и дирижёров. Во многих профессиональных, школьных и любительских оркестрах русских народных инструментов Санкт-Петербурга и других городов России успешно работают наши выпускники, прошедшие исполнительскую и дирижёрскую практику в студенческом оркестре.

Кафедра оркестрового дирижирования всегда отличалась дружным и профессиональным концертмейстерским коллективом. У истоков стояли такие музыканты как Паншина Галина Васильевна, Самсонова Татьяна Петровна, Перова Галина Михайловна, Шерих Юрий Борисович, Барабаш Валентина Борисовна, Трубина Елена Дмитриевна, Богданова Наталья Яковлевна и многие другие.

Они внесли немалый вклад в успехи кафедры, вместе с преподавателями вырастили многие поколения студентов, увлекая их своей любовью к классической музыке и обеспечивая высокопрофессиональное, яркое, эмоциональное исполнение произведений любой сложности.

И в настоящее время на кафедре работают концертмейстеры-ветераны, отдавшие по 35-40 лет жизни кафедре и любимому делу. Это Чернозерская Наталья Юрьевна, помимо фортепиано владеющая органом, закончившая ассистентуру-стажировку Ленинградской государственной консерватории; Некрасова Маргарита Мукучевна, которая приобрела ценнейший опыт в классах таких корифеев дирижирования, как Мусин И. А., Богданов Ю. Б., Горковенко С. К. Это и Терехова Ирина Владимировна — одна из самых опытных концертмейстеров дирижёрских классов, профессиональные и человеческие качества которой снискали уважение коллектива кафедры.

Все концертмейстеры на кафедре — выпускники Санкт-Петербургской государственной консерватории, продолжатели традиций петербургской исполнительской фортепианной школы. Они обладают такими обязательными качествами концертмейстера дирижёрского класса, как виртуозность, высокая культура звука, ансамблевое мастерство, умение читать с листа и быстро выучивать обширный материал. Этими качествами в полной мере обладают и концертмейстеры среднего и молодого поколений.

Кафедры