Нам — 100 лет

Созданная в год 70-летия института, кафедра музеологии и культурного наследия отмечает свое 30-летие вместе с вековым юбилеем Санкт-Петербургского государственного института культуры. Совпадение двух знаменательных дат позволяет, с одной стороны, объективно оценить путь становления кафедры, первой в России начавшей подготовку музеологов, а с другой, сделать это в контексте развития высшего учебного заведения, в стенах которого неоднократно предпринимались попытки обучать студентов для будущей работы в музеях. Именно в нашем учебном заведении, которое, как и кафедра, неоднократно меняло своё название, эти попытки увенчались успехом.

1918: начало пути

Через год после большевистской революции 1917 г. во вновь созданном Институте внешкольного образования (так первоначально назывался вуз) в Петрограде значилась кафедра музееведения и две специальности: музейное и экскурсионное дело. Однако она существовала недолго, так как финансовые трудности требовали сокращения деятельности молодого института.

1937-1942: вторая попытка

Внимание советской власти к подготовке музейных работников было обусловлено стремлением обеспечить страну «новыми кадрами», способными осуществлять «социалистическую реконструкцию» музейного дела. В этой связи в 1937 г. в составе Ленинградского политико-просветительного коммунистического института была создана кафедра музееведения, которая в январе 1942 г. сделала свой первый и последний выпуск. В процессе реорганизации вуза в Библиотечный институт кафедра музееведения была закрыта и прекратила свое существование.

1988: Кафедра музейного дела и охраны памятников

Возрождение музейной специальности в постперестроечный период последовало лишь после длительных и настойчивых усилий, когда в 1988 г. одновременно были созданы кафедры музееведения в Ленинградском государственном институте культуры им. Н. К. Крупской и в Московском государственном историко-архивном институте.

Открытие кафедры музееведения в Ленинградском государственном институте культуры явилось, с одной стороны, следствием политических, идеологических и социокультурных трансформаций постсоветской эпохи, которые затронули и образовательные ориентиры, изменив статусный уровень музеологического образования вследствие признания музеологии как самостоятельной науки. Этому в немалой степени способствовало создание Международного комитета по музеологии (ICOFOM) в составе Международного совета музеев (ICOM) в 1977 г. Важным фактом утверждения статуса музеологии стало начало её преподавания как академической дисциплины в ведущих университетах различных стран мира. С другой стороны, создание кафедры можно по праву признать результатом личной инициативы и усилий ветерана Института культуры, проработавшей в нем 57 лет, кандидата исторических наук, Заслуженного работника высшей школы РФ, почётного профессора института Надежды Ивановны Сергеевой (1920-2011).

Музеология имеет исторически обусловленный и ярко выраженный междисциплинарный характер динамично развивающейся науки, что является принципиально важным для образования, в котором существенную роль играет взаимосвязь между подготовкой музейных специалистов и уровнем развития научных взглядов на музей и музейное дело.

В нашем вузе подготовка музейных специалистов основывается на серьёзном изучении социальных и гуманитарных наук. Это означает, что кафедра осуществляла и продолжает осуществлять учебный процесс в тесном взаимодействии с другими подразделениями института: кафедрой истории и петербурговедения, кафедрой литературы и детского чтения, кафедрой теории и истории культуры, кафедрой иностранных языков и лингвистики, кафедрой психологии и педагогики, кафедрой информационных систем и мультимедиа и др. Не будет преувеличением сказать, что общенаучные знания не только обогащают будущих музеологов, способствуя личностному росту и интеллектуальному развитию, но и позволяют им с успехом демонстрировать высокие достижения на студенческих олимпиадах городского, регионального и всероссийского уровней по гуманитарным дисциплинам.

1992: Кафедра музееведения и экскурсоведения

С 1992 г. особым письмом Министерства культуры РСФСР институту культуры была разрешена подготовка экскурсоводов, на основании чего кафедра музееведения и охраны памятников была переименована в кафедру музееведения и экскурсоведения. Для преподавания дисциплин экскурсионного направления были приглашены известные в городе специалисты и блистательные экскурсоводы: Н. Н. Гаршина, Г. А. Лескова, Т. Г. Милова, В. П. Поршнев, которым пришлось создавать Программы новых курсов и их учебно-методическое обеспечение. Сегодня мы можем с уверенностью утверждать, что на кафедре в процессе совместной педагогической деятельности коллектива преподавателей сложилась методическая школа экскурсоведения, осуществляющая сохранение и развитие традиций Ленинградской экскурсионной школы на основе достижений педагогической науки и освоения передового опыта экскурсионной деятельности. Признанный лидер школы — старший преподаватель, Почётный работник высшего профессионального образования РФ, член Экспертно-методического совета по аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге Наталья Николаевна Гаршина. Выпускница кафедры И. В. Молозина является старшим преподавателем кафедры туризма и социально-культурного сервиса и заместителем декана факультета мировой культуры.

Идеи и реалии музейного мира послужили основой для выбора специализаций, которые были предложены в связи с переходом на Государственный образовательный стандарт второго поколения (2002). Убедительным доказательством этому может служить выбор новаторских направлений подготовки специалистов. Музееведческое направление реализовывало подготовку по следующим специализациям: «Музейная педагогика: рекреационно-образовательная деятельность музеев», «Атрибуция музейных предметов», «Информационные технологии в музее», «Музеефикация природного и историко-культурного наследия, «Музейный и выставочный дизайн», «Менеджмент и маркетинг коллекционной, выставочной и антикварной деятельности». Экскурсионное направление осуществляло обучение по специализациям: «Экскурсоведение со знанием двух иностранных языков», «Менеджемент экскурсионно-туристской деятельности», «Региональное экскурсоведение», «Межкультурные коммуникации делового туризма». Такой широкий спектр специальностей возможно было реализовать только потому, что в 1994 г. при кафедре музееведения и экскурсоведения был открыт внебюджетный факультет, деканом которого до реорганизации структуры института в 2012 г. являлся В. П. Яковлев, кандидат исторических наук, профессор, Заслуженный работник культуры РФ. За выдающийся вклад в развитие музейного дела Санкт-Петербурга в области подготовки кадров Н. И. Сергеева и В. П. Яковлев в разные годы были отмечены специальными призами конкурса «Музейный Олимп», ежегодно проводимого в Санкт-Петербурге.

Образовательные стратегии на кафедре музеологии и культурного наследия всегда были тесно связаны с научными исследованиями её сотрудников, опирались на серьезные изыскания, качество и количество которых неуклонно возрастало. Благодаря открытию аспирантуры по новому в номенклатуре научных специальностей направлению «24.00.03. Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» за годы существования кафедры всего было подготовлено и защищено 47 диссертаций, из них 5 на соискание учёной степени доктора культурологии. Идеи исторической, теоретической и прикладной музеологии находили и находят продолжение в деятельности нескольких поколений учеников и последователей, что позволяет констатировать начало формирования музеологической научной школы.

Большой вклад в становление и развитие кафедры, в разработку концепции и методики преподавания музееведческих дисциплин, в подготовку специалистов и научных кадров внёс Валентин Петрович Грицкевич (1933-2013), доктор культурологии, профессор, Заслуженный профессор СПбГИК, член Союза белорусских писателей, почётный член Международной ассоциации белорусистов, член Международной академии Европы и Азии. Его научные труды легли в основу исторической музеологии. Современным музеологам он известен как автор трёхтомного исследования всемирной истории музейного дела, монографии по истории туризма в древности, статей по источниковедению и историографии истории музеев мира, методологии преподавания музееведческих дисциплин. В трудах защитивших под его руководством кандидатские диссертации В. П. Поршнева, И. А. Куклиновой, О. Е. Черкаевой, Е. Ю. Шаиной, С. Ю. Курносова, Н. Е. Кроллау продолжаются исследовательские практики в области исторической музеологии. Доцент кафедры И. А. Куклинова плодотворно развивает педагогические идеи своего учителя на кафедре музеологии и культурного наследия СПбГИК, а доцент О. Е. Черкаева на кафедре музеологии РГГУ (Москва).

Столь же доказательным является и развитие полученных в ходе обучения идей теоретического музееведения в трудах С. В. Пшеничной, О. С. Сапанжа, А. Ю. Волькович, Ю. В. Зиновьевой, Л. А. Климова, А. В. Чугуновой, М. Н. Чесноковой и многих других выпускников кафедры, которые успешно проявили себя как в практической музейной сфере, так и в научной и педагогической деятельности. Несомненная заслуга в становлении музеологии как научной и учебной дисциплины принадлежит кандидату педагогических наук, доценту, Заслуженному деятелю высшей школы РФ Л. М. Шляхтиной. Впервые в России ею был разработан курс «Теоретические проблемы музееведения», который читается на кафедре с момента ее основания. Особо следует выделить заслуги Л. М. Шляхтиной в создании научно-методической базы преподавания теоретической музеологии, получившей отражение в учебном пособии «Основы музейного дела. Теория и практика», выдержавшее троекратное переиздание. Учебное пособие широко используется в образовательном процессе вузами Российской Федерации. Плодотворными оказались годы совместной исследовательской и педагогической деятельности Л. М. Шляхтиной и Е. Н. Мастеницы. В соавторстве ими написано более 30 научных статей, учебное пособие, монография «Музейно-педагогическая мысль в России. Исторические очерки» (2006), явившаяся одним из первых историко-теоретических исследований в области музейной педагогики.

Помимо проблематики культурно-образовательной деятельности музеев, кандидат исторических наук, доцент Е. Н. Мастеница разрабатывает такие направления исследований как история и современное состояние литературных музеев, музеефикация культурного наследия, методология его интерпретации и способы актуализации, трансформация феномена музея в эпоху глобализации. Ею был разработан авторский курс «Музейные заповедники» (2015), обеспеченный учебным пособием. Под руководством Е. Н. Мастеницы были подготовлены и успешно защищены кандидатские диссертации ее учениками и последователями: Г. П. Сергеевой, Н. А. Никитиной, Л. Н. Бакаютовой, М. Г. Хугаевой, М. В. Салтановой, Ю. Ю. Оганесовой, К. Ф. Катковой. В настоящее время Е. Н. Мастеница, которая работает на кафедре с 1993 года, является её заведующей.

Актуальными, методологически современными и практически ориентированными можно назвать и развитие научных идей прикладного музееведения. Последователи и продолжатели научных воззрений, полученных на кафедре, Е. Д. Еременко, А. Н. Балаш, И. В. Мишина и другие наши ученики, являются представителями нового поколения ученых музеологов, одновременно осуществляющих подготовку специалистов, готовых профессионально реагировать на вызовы времени.

Актуальные тенденции развития музейного мира всегда служили ориентиром работы кафедры и обусловили тесную связь учебного процесса с жизнью больших и малых музеев Санкт-Петербурга. В течение многих лет Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Российский Этнографический музей, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Государственный музей истории религии, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Военно-медицинский музей, Центральный музей связи им. А. С. Попова, Центральный военно-морской музей, Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского, Музей-квартира А. А. Ахматовой в Фонтанном доме, Мемориальный музей «Разночинный Петербург» и многие другие не только являлись базами практик, но и выступали партнерами различных проектов и начинаний, а также заинтересованными работодателями. Это взаимодействие всегда признавалось важным и осуществлялось в образовательном процессе за счёт привлечения известных специалистов, работающих в музеях, научных учреждениях и туристских фирмах Санкт-Петербурга. Замечательные ученые и профессионалы щедро делятся со студентами своими обширными знаниями и бесценным опытом.

В течение четверти века кафедра осуществляла подготовку специалистов по двум направлениям: музееведение и экскурсоведение. Они формировали знания, умения и навыки, необходимые для решения задач интенсивно меняющегося музейного мира и развития культурно-познавательного туризма. В начале XXI века российская система высшего образования стала принимать чёткие очертания, отвечающие требованиям постиндустриального общества. В связи с этим для подготовки бакалавров (2009), а затем для подготовки магистров (2010) был утверждён и введён в действие единый Федеральный Государственный образовательный стандарт по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», ставший исходным документом реорганизации подготовки музеологов для перехода на многоуровневую систему образования.

В сжатые сроки кафедра приступила к проектированию принципиально новых образовательных программ для бакалавров, магистров, а позднее и для аспирантов. Были составлены учебные планы, графики учебного процесса, начата подготовка учебно-методических комплексов, учебных пособий. Опираясь на тот содержательный и методический фундамент, который был заложен Надеждой Ивановной Сергеевой и стоявших у истоков основания кафедры ее коллег — В. П. Грицкевича и Л. М. Шляхтиной, коллектив фактически начал строить новое «здание» музеологического образования. Возглавляла эту работу доцент Е. Н. Мастеница.

2011: Кафедра музеологии и культурного наследия

В связи с переходом на многоуровневую систему подготовки музейных кадров в 2011 г. кафедра музеологии и экскурсоведения приняла решение об изменении названия и стала именоваться кафедрой музеологии и культурного наследия. Переименование кафедры явилось не формальным моментом соотнесения названия с изменением направления подготовки бакалавров и магистров «Музеология и охрана объектов природного и культурного наследия», а было обусловлено более глубокими причинами. Во-первых, желанием соответствовать тенденции современного этапа интенсивного развития музеологии как междисциплинарной сферы знания о всемирном, национальном и региональном наследии, о музейных способах и формах его сохранения и интерпретации, о путях его актуализации в современной культуре, о методах музеефикации объектов культурного и природного наследия. Во-вторых, необходимостью отвечать современному состоянию международной терминологии научной и учебной дисциплины в образовательной практике университетов мира.

Изменение названия позволило расширить круг профилей подготовки в системе бакалавриата и магистратуры, придать дополнительный импульс развитию аспирантуры как третьего и высшего уровня подготовки научных и педагогических кадров в области музеологии и культурного наследия, а также программам дополнительного образования. Новый формат открыл перспективы, позволяющие осуществить модернизацию направлений научных исследований, проводимых на кафедре в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров, раздвинуть границы тематики научно-исследовательской работы аспирантов и соискателей, стимулировал работу студенческого научного общества. Преподаватели кафедры уделяют пристальное внимание научно-исследовательскому компоненту учебного процесса и посвящают много времени работе в СНО. Ежегодные конференции молодых ученых СПбГИК, в которых бакалавры, магистры и аспиранты кафедры всегда принимают активное участие, являются прекрасной возможностью апробации проведённых под руководством преподавателей кафедры исследований по различным проблемам музеологии и сферы наследия. А Молодёжный вестник СПбГИК служит площадкой представления научных достижений широкому кругу читателей. Только за последние пять лет студенты кафедры трижды становились победителями и призёрами ежегодного конкурса молодых ученых в области культуры и искусства Министерства культуры РФ в номинации «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов».

С 2011 года подготовка бакалавров музеологии осуществляется по двум профилям: «Проектирование музейный экспозиций и выставок» и «Культурный туризм и экскурсионная деятельность», магистров по профилю «Менеджмент и экспертиза культурного наследия», что продиктовано сложившимися традициями, заложенными при основании кафедры, актуальностью данных направлений в развитии музейной практики, возрастанием роли музейной дестинации в туризме. Немаловажное значение при выборе профилей имели состав и высокая квалификация профессорско-преподавательского состава кафедры, научный и педагогический потенциал которого в перспективе позволит менять и расширять профили подготовки как бакалавров, так и магистров.

Переход на многоуровневую подготовку музеологов по системе бакалавриат-магистратура-аспирантура потребовал изменения взглядов на структуру, формы и содержание образовательного процесса. Стало очевидно, что необходимо сконцентрировать усилия на разработке арсенала оценочных и диагностических средств, в том числе и для итоговой государственной аттестации бакалавров и магистров. Проектирование и реализация образовательных программ предполагает серьезную работу по обновлению и пересмотру методического, организационного и технологического обеспечения высшего образования, усиление практической подготовки бакалавров и научной подготовки магистров.

Однако, несмотря на проблемы и трудности, неизбежные в деятельности любого подразделения вуза, все эти три десятилетия мы жили и трудились как одна дружная команда, способная эффективно решать сложные задачи. На кафедре сложилась особая неповторимая атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания, поддерживается благоприятная среда для творческого развития каждого члена коллектива, реализации личностного потенциала студентов и сотрудников. Так, начиная молодым преподавателем, не обладавшим достаточным опытом, учеными степенями и званиями, Андрей Сергеевич Мухин за годы упорного и вдохновенного труда, успешно защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертации, став авторитетным ученым и профессором кафедры музеологии и культурного наследия.

Обращая взгляд на пройденный путь, мы можем с удовлетворением констатировать, что за тридцать лет был заложен прочный научно-исследовательский и образовательный фундамент, кафедра имеет свои традиции, ценности, а главное, преданных своему делу людей. Отрадно, что в штатном составе кафедры в должности доцента трудятся трое её выпускников, а в качестве преподавателей-почасовиков работает ещё несколько человек. Кафедра всемерно содействует общественному признанию музеологии, профессионализации музейной сферы. Нам есть чем гордиться, потому что практически нет музея в Санкт-Петербурге, где нельзя встретить наших бывших студентов и аспирантов, которые сегодня являются директорами или заместителями директоров, заведуют отделами и секторами различных музеев и их филиалов, имеют собственные турфирмы или являются известными и популярными в городе экскурсоводами. Более того, наши выпускники состоялись в профессии и во многих зарубежных странах. У нас есть достойная смена и продолжатели, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. 30-летие кафедры музеологии и культурного наследия станет не только вехой, обозначающей важный этап её становления, стимулом вдумчивого осмысления пройденного пути, но и настоящим праздником для всех, кто ей служит, кто её любит и помнит.

Е. Н. Мастеница

galgalgalgalgalgalgalgal

Кафедры