Говорят студенты и выпускники

Лукинова (Гельфонд) Вера – выпускница Санкт-Петербургского государственного института культуры по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (2015 г.), начальник научно-исследовательского отдела Военно-медицинского музея (просветительной работы и учёта музейных экспонатов).

Я закончила учиться шесть лет назад. Для кафедры – срок ничтожно малый, для меня – огромный. За это время был пройден целый путь, во время которого я смогла по достоинству оценить все усилия наших преподавателей. Кафедра дала мне очень многое: в первую очередь, разумеется, знания и практические навыки, которые я ежедневно применяю в своей работе, умение и желание обучаться и развиваться самостоятельно, надежных друзей и коллег, с которыми и сегодня продолжаю работать плечом к плечу, любовь к своей профессии – ведь как можно не заразиться ей, если каждый день видишь людей, искренне увлеченных! Есть и менее очевидные вещи, которые осознаешь только через какое-то время после выпуска – уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение с «холодной головой» вникать в суть проблем и искать их решение, а не виновников. Мне кафедра дала даже больше, чем многим другим – ведь именно благодаря ей я нашла свою работу: я пришла в Военно-медицинский музей еще на практике на третьем курсе и так и не захотела расставаться с ним. Теперь я уже сама, в рамках музейной практики, рассказываю студентам об их будущей работе, показываю, как мы ведем учет музейных предметов. 


Назанян Карина – выпускница Санкт-Петербургского государственного института культуры по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (2015 г.), научный сотрудник научно-исследовательского отдела (просветительной работы и учёта музейных экспонатов) Военно-медицинского музея, PR-менеджер музея, кандидат культурологии.

В 2010 году я поступила на кафедру музеологии и культурного наследия (тогда музееведения и экскурсоведения на одноименном факультете), приняв решение о том, что хочется изучать историю и иностранные языки. Профессию свою представляла слабо, несмотря на то что специальность наша прикладная. Переезд в Петербург, новые люди, лекции, семинары, постоянные прогулки по городу и посещение музеев и памятных мест – так проходили первые курсы учёбы. Профессора и преподаватели кафедры смогли дать прекрасное гуманитарное образование. Третий курс, «экватор» пятилетнего обучения, стал для меня сложным периодом: одолевало желание приложить свои знания и умения, а теоретические работы казались бессмысленными (конечно, это было не так!). Прохождение своеобразной «зоны турбулентности» завершилось тем, что благодаря дружбе с сотрудниками Кирилло-Белозерского музея-заповедника я нашла тему диплома, который не стал работой «в стол». Защитив диплом, связанный с коллекционированием древних вещей иеромонахом Антонием (Сорунковым) и получив рекомендацию в аспирантуру, я продолжила исследование. Путь аспиранта для мня был гораздо сложнее, чем студенческий, однако, мне удалось выдержать разные испытания научного поприща. В 2020 году я вышла на защиту кандидатской диссертации и теперь получила учёное звание кандидата культурологии. В 2015 году я пришла работать в Военномедицинский музей, сначала занималась учётом музейных предметов, а потом занялась просветительской работой, прежде всего, социальными сетями и организацией мероприятий, а также проектом «Школа музейного мастерства», куратором которого я являюсь и сегодня. Сейчас я PRменеджер музея, это большая ответственность. Нужно постоянно «держать руку на пульсе», вести переговоры, организовывать работу СМИ, участвовать в обсуждении проектов, выставок, событий. Несмотря на то, что мои научные интересы были далеки от военной медицины, я очень полюбила музей, в который пришла после Института. Военно-медицинский музей, пожалуй, единственный из всех военных музеев, хранит память о том, как помогать и спасать, лечить и проявлять милосердие. В мире нет ничего такого, чего бы не касалась медицина, что дает возможность нашему музею и сегодня документировать реальность. Ярким примером такой формы работы музея стал проект «Артефакты пандемии». Я благодарна кафедре за почти 10 лет учёбы по программе специалитета и аспирантуры, за годы завершения работы над кандидатской. Теперь я не представляю свою жизнь без Дома на Дворцовой и музея.


Анисимова Маргарита – выпускница Санкт-Петербургского государственного института культуры по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (2016 г.), младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела (фондов) Военномедицинского музея, аспирант Института Истории СПбГУ.

Кафедра музеологии и культурного наследия СПбГИК, которую мне довелось закончить в 2016 году, обладает значительным преимуществом перед другими кафедрами схожей направленности, осуществляющими подготовку специалистов-музеологов. Это – внедрение практической деятельности в учебный процесс, что позволяет студентам еще во время прохождения практики определиться с интересным видом музейной деятельности, а также выпускникам на серьезном уровне включаться в музейную работу. Также произошло и со мной. Фондовая практика, которую я проходила в библиотеке Всероссийского музея А.С. Пушкина, помогла мне понять, что я не хочу заниматься в жизни ничем другим, кроме фондовой работы: изучать и сохранять музейные предметы для будущих поколений. В Военно-медицинском музее я работаю больше пяти лет в отделе фондов и занимаюсь именно тем, чего хотела во время прохождения фондовой практики. 

 


Алтухов Никита – выпускник Санкт-Петербургского государственного института культуры по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (бакалавриат, 2018 г.), лектор-экскурсовод научно-исследовательского отдела (выставочной работы) Военно-медицинского музея

Поступил я, тогда еще в СПбГУКИ, в 2014 году. Я слабо себе представлял, что такое учеба и жизнь в большом городе. И еще хуже я представлял, что такое музеология. Наивно полагая, что в Санкт-Петербурге много музеев и будет легко найти работу по специальности, я выбрал это направление. Разумеется, я столкнулся с множеством трудностей: проживание в общежитии, новый коллектив, другой город, но учеба помогала мне. Интересные и ранее неизвестные мне дисциплины: «История науки и техники», «Психология», «История культуры», «Вспомогательные исторические дисциплины», «История и философия науки» и многие другие захватили меня, мне хотелось изучать всё новое, больше и больше. На втором курсе у нас появились предметы, непосредственно связанные с музеологией. И тогда я начал понимать, что она из себя представляет. Не могу сказать, что первое знакомство было легким, я ожидал какой-то монументальности знаний, а получил изучение музеев и их истории, но это было лишь начало долгого и тернистого для меня пути. Ближе к третьему курсу нам нужно было выбрать специальность. Без лишних раздумий я выбрал «Проектирование музейных экспозиций и выставок». Нас предупреждали, что по данном профилю учиться сложнее, но я увидел там интересный вызов, который действительно меня ждал. Это был сложный период. Я считал, что все уже знаю, что сам уже способен на всё. Я думал, что нет смысла в продолжении учебы, а всему остальному можно научится на работе. Я еще никогда так не ошибался. К счастью, я смог преодолеть эти настроения и направить энергию в русло учебы. И это было правильное решение. Выставочная работа – очень специфическое занятие. Как таковых правил нет, есть инструменты, которыми нас учили пользоваться. Логика, искусство повествования, сообразительность, кропотливое изучение, знание психологии и паттернов мышления, умение постигать и разбираться в абсолютно разных темах и быстро: это еще не весь инструментарий, который мы осваивали. Мне нравится моя специальность, мне нравится изучать и придумывать, и одной из главных истин, которые я усвоил за время учебы в СПбГИК является то, что музеология и выставочная деятельность — это сложно. У нас нет готовых решений, нет универсальных формул, часто приходится идти на ощупь. Но в этом и заключается интерес. Хотелось бы еще раз выразить благодарность всем преподавателям и сотрудникам института, которые помогали, поддерживали и верили в меня.


Гореликова Светлана – выпускница Санкт-Петербургского государственного института культуры по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (2011 г.), хранитель письменного фонда научно-исследовательского отдела (фондов) Военномедицинского музея.

Я окончила кафедру Музееведения и экскурсоведения (сейчас Музеологии и культурного наследия) в 2011 году. Попала на неё учиться волей случая: в 11 классе все одноклассники уже ходили на какие-то подготовительные курсы, а я так и не могла решить, куда хочу поступать – нравилось мне – не нравилось родителям, и наоборот. Мне хотелось связать свою профессию с железной дорогой, как отец, или с медициной, как бабушка, но ни то, ни другое не подходило мне по разным причинам. И вот однажды в школьной рекреации я увидела объявление о том, что идёт набор на подготовительные курсы в Университет культуры и искусств на кафедру Музееведения и экскурсоведения – позже, чем на все остальные. Домой я пришла, радостно размахивая информационным флаером. И вот я на курсах, а затем и студентка университета. Такой вариант устроил всех. Справедливости ради, стоит сказать, что в своей будущей профессии – а я пошла на специализацию «экскурсовод» – я разочаровалась очень быстро, поняла, что вряд ли смогу в ней работать, и по состоянию здоровья, и по характеру и жизненным приоритетам. Однако учёба на кафедре мне нравилась настолько, что я и не подумала её оставить. Нам давали настолько полное, разностороннее и всеобъемлющее гуманитарное образование, что я была уверена – получив его, я обязательно найду своё место в жизни. За годы обучения я повзрослела умственно и духовно, благодаря чудесным преподавателям, каждый из которых был личностью, талантливой и неординарной. А через пять прекрасных лет обучения на факультете я поняла, что это была не случайность, а судьба. И сразу после получения диплома она привела меня в Центральный музей железнодорожного транспорта, где я счастливо проработала несколько лет, таким образом, реализовав свою мечту о работе с железной дорогой. Теперь же я ещё более счастливо работаю в Военно-медицинском музее в должности хранителя фондов, и понимаю, что это именно то дело, которое мне нравится, которое мне подходит, тем более, что оно оказалось связано со второй интересной мне темой – медициной. Я очень благодарна своей кафедре и преподавателям за то, что, благодаря им, у меня есть широкий спектр возможностей для работы в различных сферах деятельности музея, и я смогла найти своё место под солнцем.


Бабанова Анна – выпускница Санкт-Петербургского государственного института культуры по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (бакалавриат, 2020), магистрант кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ.

В 2020 году я получила диплом бакалавра по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (профиль

«Проектирование музейных экспозиций и выставок»). С уверенностью могу сказать, что эти четыре года стали для меня ключевыми не только в том, что касается выбора своего профессионального пути, но и в том, что обычно называют познанием себя. Кафедра музеологии и культурного наследия дала мне многое. В первую очередь это, конечно, мотивация к самосовершенствованию, к получению новых знаний и развитию как профессиональных интересов и качеств, так и личных. Многое пришлось проходить через преодоление внутренних страхов. Сейчас, некоторое время спустя, я смотрю на то, чего достигла, и по-настоящему осознаю какие глобальные изменения произошли со мной за эти четыре года: от совершенствования навыков коммуникации до опыта проектной и научно-исследовательской деятельности.

До начала обучения на Кафедре музеологии и культурного наследия могу сказать, что я толком не осознавала чем же я по-настоящему интересуюсь. Мне нравилось буквально всё: от археологии до современного искусства. То, с каким трепетом и любовью к своему предмету преподаватели доносили материал, не могло не вдохновлять. За время обучения я смогла найти хобби, которое превратилось и в мой профессиональный интерес – это фотография. Доклады на студенческих конференциях, выпускная квалификационная работа, дальнейшее обучение на магистерской программе СПбГУ «Визуальные технологии в музее» – всё это стало прямым следствием моего личного интереса. Я с любовью и благодарностью вспоминаю преподавателей кафедры, период обучения в Санкт-Петербургском государственном институте культуры, все практики, семинары, лекции, конференции, конкурсы и проекты, в которых мне посчастливилось принять участие – без этого важного опыта не было бы того человека, которым я стала.


Кочнева Анна – выпускница Санкт-Петербургского государственного института культуры по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (бакалавриат, 2020), магистрант кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ.

На кафедру музеологии и охраны культурного наследия я поступила после школы. Решила – буду учиться проектировать выставки! Что это такое представляла я тогда смутно, даже после Введения в профессию на 1 курсе... Меж тем год за годом, расширяя границы своего знания и музейный опыт, начинаешь понимать границы осваиваемых компетенций. Множество вопросов прояснялись через общение с вдохновляющими преподавателями кафедры, а также через конференции, курсовые, волонтерства, спонтанное участие в разных конкурсах. И сегодня, приближая в памяти годы бакалавриата, я понимаю, что кафедра и опыт погружения в актуальную исследовательскую среду помогли мне личностно вырасти и найти горизонты для развития в междисциплинарной области музейной работы.

Сегодня я продолжаю обучение на магистерской программе СПбГУ «Визуальные технологии в музее» и безгранично благодарна преподавателям кафедры за искреннюю помощь в нашем профессиональном рождении!


Шегрен Анастасия – выпускница Санкт-Петербургского государственного института культуры по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (бакалавриат, 2020), магистрант кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ, стажер бюро музейного дизайна «Художественно-придумывательное сообщество».

В июле 2020 года я получила красный диплом Санкт-Петербургского государственного института культуры. Открыв его после вручения, я пробежала глазами названия предметов. Воспоминания унесли меня в первый учебный день, первый опыт публичных выступлений, последующие научные конференции под руководством талантливых преподавателей кафедры, публикации научных трудов.

Спустя практически пять лет я продолжаю обучение на магистерской программе «Визуальные технологии в музее» СПбГУ и развиваюсь в сфере экспозиционного дизайна и проектирования, сотрудничаю с художниками, музейными сценаристами и проектировщиками, о проектах которых когда-то делала доклады.

В профессиональной среде мне часто задают два вопроса: где я училась и почему выбрала то, чем сейчас занимаюсь. На первый с гордостью и благодарностью в душе отвечаю: «Кафедра Музеологии и охраны культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры». Ответ на второй вопрос – это всегда воспоминания нашего совместного похода на первом курсе в Музей циркового искусства при Большом Санкт-Петербургском цирке, когда я увидела выставку «Чем пахнет цирк?». В тот момент я поняла – вот то, чем я хочу заниматься, создавать уникальное пространство, где молчаливые предметы начинают говорить!

Мои студенческие годы – это потрясающие лекции, стопки конспектов, которыми я пользуюсь до сих пор, множество вопросов и ответов, постоянный диалог и вдохновение развиваться как профессионал, которое движет мною до сих пор!


Шипунов Артём – выпускник Санкт-Петербургского государственного института культуры по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (бакалавриат, 2019), методист по научно-просветительской деятельности СПб ГБУК «Государственный музей городской скульптуры».

После получения летом 2019 года диплома бакалавра по направлению подготовки «Музеология и охрана культурного и природного наследия», я устроился на работу в Государственный музей городской скульптуры – уникальное учреждение, специализирующееся на сохранении, изучении и популяризации произведений монументального искусства, расположенных в открытой городской среде.

Работа в подобном музее – непростой, но невероятно увлекательный труд, требующий многих знаний и умений. К счастью, за время обучения в Санкт-Петербургском государственном институте культуры мною был получен необходимый объём компетенций, так что подобный профессиональный вызов не стал для меня непреодолимым испытанием.

На сегодняшний день я продолжаю обучение на кафедре Музеологии и культурного наследия СПбГИК по программе магистратуры.

За два пройденных курса я получил немало дополнительных навыков в области музейных теории и практики, которые уже пригодились мне как в повседневной работе, так и в научно-исследовательской деятельности.


Раншакова Татьяна – выпускница Санкт-Петербургского государственного института культуры по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (бакалавриат, 2016, магистратура, 2019 г.), научный сотрудник Государственного литературного музея «ХХ век».

Заканчивая школу с серебряной медалью, я совершенно не представляла, куда идти дальше. Меня в равной степени интересовали история и физика, химия и литература. После колебаний я сдала ЕГЭ по истории и думала поступать на исторический факультет или культурологию. Но вдруг случайно мне встретилась "музеология". Я не очень поняла, что это такое и что меня ждёт, если я пойду по этому пути, но я вспомнила свои впечатления от посещения музеев. В детстве мне они всегда казались прекрасными сокровищницами королей ушедших эпох или загадочными лабиринтами полными загадок и тайн.

Я взрослела, но в музеи продолжала заходить с чувством восхищения. Поэтому, когда при поступлении нужно было сделать выбор, я сделала его легко. Стоит сказать, что ещё одним поводом для поступления стали интерьеры университета на Дворцовой набережной, которые сразу меня очаровали.

Годы учебы были очень весёлыми и интересными. Я не только приобрела здесь друзей, но и почувствовала, как расширяется мой кругозор, а разрозненные знания о мире выстраиваются в единую стройную систему, благодаря лекциям. Когда начались пары по специальности (музейному делу, истории музеев мира, выставочному делу), я поняла, что музейный мир довольно сложен и интересен, а что самое важное для меня, он подсказал мне ответ на вопрос, который мучал ещё с 9 класса: "что делать, если мне интересно все на свете?". Музеи позволяли мне идти куда угодно. Так я могла изучать историю холодного оружия, подлодки или литературу.

В день вручения дипломов я получила и работу. И вот с 2016 года я работаю в литературном музее.

Кроме самого профиля музея, выбирать приходится и направление работы в нем, но часто (особенно в малых музеях) они пересекаются. Так за 5 лет работы я уже была научным сотрудником, экскурсоводом, музейным педагогом, куратором выставок и работала в фондах.

Мне очень интересна работа в литературном музее, но также я понимаю, что для меня открыты все пути. За это я хочу сказать спасибо кафедре музеологии и всем её преподавателям!


Шерстенникова Екатерина - выпускница Санкт-Петербургского государственного института культуры по направлению подготовки "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия" (бакалавриат, магистратура, 2019), главный администратор Отдела приема и экскурсионного обслуживания посетителей Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) Российской Академии наук.

 

Петрова Александра - выпускница Санкт-Петербургского государственного института культуры по направлению подготовки "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия" (бакалавриат, магистратура, 2019), ведущий специалист Отдела приема и экскурсионного обслуживания посетителей Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) Российской Академии наук. 


Страхова Дарья – выпускница Санкт-Петербургского государственного института культуры по направлению подготовки «Музеология и охрана культурного и природного наследия» (2017 г.), куратор проектов Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России).В 2017 году я окончила программу бакалавриата по направлению «Музеология и охрана культурного и природного наследия» на факультет мировой культуры. Кафедра музеологии и культурного наследия не только познакомила меня с исследователями и специалистами, увлеченными своим делом, но и привила большой интерес к музейному делу, дала необходимый для старта профессиональной карьеры теоретический и практический капитал. Навыки, полученные в ходе профессиональных практик и семинаров, опыт исследовательской работы, приобретенный на молодёжных конференциях, помогли мне найти ориентир в дальнейшей профессиональной деятельности. С 2017 года я работаю в Российском комитете Международного совета музеев (ИКОМ России). Это Национальный комитет международной неправительственной организации, деятельность которой направлена на охрану и популяризацию культурного и природного наследия, материального и нематериального, посредством организации международных, всероссийских и региональных мероприятий на территории России и за ее пределами. Знания, полученные в ходе обучения, включающие в себя различные направления музейной деятельности (вопросы законодательства в сфере музейного дела, охрана культурного и природного наследия, материального и нематериального, история музейного дела, реализация выставочных проектов, учет и хранение музейных предметов и многое другое), помогли мне стать частью глобального музейного сообщества и легко включиться в работу по реализации проектов в сферах обеспечения безопасности музеев и коллекций, цифрового развития, работы музеев с местными сообществами, доступности коллекций для посетителей, интерпретации сложных вопросов истории и медиации современных социально-политических конфликтов. Я благодарна всем преподавателям за помощь в профессиональном становлении и поддержку на протяжении всего обучения.


Овсянникова Евгения — выпускник Санкт-Петербургского государственного института культуры по направлению подготовки «Музеология и охрана культурного и природного наследия» (2015 г.), научный сотрудник отдела фондов Центрального военно-морского музея.

Кафедры