21 мая 2019
1488

Шаг за шагом в мир фольклорного искусства

15-16 мая в нашем институте прошла научно-практическая конференция «Шаг за шагом» памяти Владимира Соломоновича Бахтина. Мероприятие было организовано кафедрой русского народного песенного искусства совместно с Фольклорным научно-образовательным центром им. И. А. Волкова Санкт-Петербургского государственного института культуры.

В течение двух дней ведущие учёные-фольклористы, среди которых — преподаватели кафедры русского народного песенного искусства СПбГИК, кафедры истории русской литературы СПбГУ, сотрудники музеев Петербурга, а также студенты, изучающие народное искусство и творчество обсуждали важнейшие профессиональные проблемы и искали пути их решения.

Заседание открыли доклады доктора филологических наук, профессора кафедры истории русской литературы СПбГУ С. В. Адоньевой «Частушка советского времени: о чём и зачем» и доцента кафедры русского народного песенного искусства СПбГИК А. А. Гвоздецкого «Самогласны малого распева — «устный» жанр древнерусского певческого искусства».

Затем последовали сообщения, определившие главную тему обсуждения в ходе конференции — проблему герменевтики музыкального поэтического текста. Свои доклады представили студенты СПбГИК (руководитель — ведущая конференции, доцент кафедры русского народного песенного искусства Е. Е. Васильева) М. Чухнова («Девичья весенняя «Ой калина-малина» Стародубского района Брянской области»), Д. Прокопенко («Гдовская свадебная песня «Растопися парна баенка») и студентка кафедры древнерусского певческого искусства СПбГК (руководитель — А. Н. Кручинина) С. Кудрявцева («Новозаветные аллюзии в песнопениях недели об Адамовом изгнании»).

Особый интерес вызвали темы, предложенные доцентам кафедры русского народного песенного искусства СПбГИК Е. Е. Васильевой («Загадка «кантовой фактуры»: «В день на свете поглядаю»), Т. С. Молчановой («Певица и песня: «Весел я, развесел…» в записи от Ириньи Леонтьевой (Средняя Луга)) и научным сотрудником, хранителем Музыкальной кладовой Российского этнографического музея А. А. Гаджиевой («Задумал воробей жениться…»: шуточные песни из репертуара Степаниды Емельяновны Трояновой (Невель)»).

Помимо докладов, насыщенная программа «Шаг за шагом» включала в себя показы и обсуждения спектаклей в рамках проекта «Театр фольклора». Присутствующие увидели моноспектакль «Бабья доля» в исполнении магистрантки II курса заочного отделения кафедры русского народного песенного искусства Екатерины Ряжских (художественный руководитель — заведующая кафедрой, профессор В. М. Сивова), сцены из жизни молодого человека «Отправляла мати сына на чужую сторону» (фольклорный ансамбль IV курса кафедры русского народного песенного искусства, художественный руководитель — ст. преподаватель О. А. Торопова). На следующий день участникам конференции представилась уникальная возможность присутствовать на показе народной драмы «Царь Максимьян» фольклорного театра «Кудесы» из Великого Новгорода (художественный руководитель — М. К. Бурьяк). В этот же день песенная артель студентов и выпускников СПбГИК (художественный руководитель — доцент Е. Е. Васильева) представила программу по рукописному песеннику, происходящему из Великого Устюга «Провинциальные портреты или Песни дружеского круга».

Дорогие читатели, корреспонденты редакции «Газеты СПбГИК» встретились с Екатериной Рижских «Бабья доля» и исполнителями главных ролей «Отправляла мати сына на чужую сторону» Марией Чухновой, Валерией Бутырской, Алексеем Тарба, и расспросили о подготовке фольклорного спектакля, поисках материала для сценария, создании образа героев и многом другом. Интервью с артистами не пропустите в ближайшее время на официальном сайте института.

Текст: Н. Кауфманн
Фото: Анна Алексеева, Арсений Арефьев

galgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgal