03 декабря 2020
1742

Игорь Алексеевич Волков (об Учителе с большой буквы и просто хорошем человеке)

3 декабря исполняется 85 лет со дня рождения И. А. Волкова — основателя и первого заведующего кафедрой русского народного песенного искусства СПбГИК, первый набор студентов на которую был осуществлён в 1971 году.

Ко дню рождения Игоря Алексеевича было приурочено открытие документальной фотовыставки в рамках IX международного фольклорного фестиваля «Как на речке было на Фонтанке». Куратором проекта выставки — доцент СПбГИК О. А. Игнатьева, а материалы для выставки были предоставлены доцентами М. А. Кузнецовой и Т. В. Шастиной, а также вдовой Игоря Алексеевича — М. А. Волковой. Выпускники кафедры: Л. И. Губа и С. Г. Гопкало на открытии выставки исполнили авторские сочинения своего педагога.

На конкурсе исполнительского мастерства в рамках IX международного фольклорного фестиваля «Как на речке было на Фонтанке», учреждённый ранее специальный приз имени И. А. Волкова, в этом году завоевал ансамбль «РОССТАНЬ» ГБПОУ ВО «Владимирский областной музыкальный колледж им. А. П. Бородина» (г. Владимир). Руководитель — С. П. Трифонов, концертмейстер — А. Ю. Красновский.

Выпускница кафедры русского народного песенного искусства И. Д. Смирнова поделилась архивной записью, посвящённой памяти Учителя. Она выполнила эту работу, являясь музыкальным редактором Петербургского радио, и теперь эта запись — ценнейшее свидетельство многогранного таланта И. А. Волкова, оставшегося в памяти своих учеников и коллег вечно молодым...

Воспоминаниями об Учителе поделилась доцент кафедры русского народного песенного искусства Марина Анатольевна Кузнецова:

«Все, кто знал Игоря Алексеевича Волкова, вот уже много лет вспоминают о нём с большой теплотой и уважением. Его имя на слуху не только у всех сотрудников нашей кафедры, но и за пределами института, и, конечно, у выпускников тех замечательных лет.

Оригинальность и ясность мышления, интуиция и яркий темперамент, простота в общении и большое человеколюбие вот основные черты его творческой личности. Он всегда умел заразить студентов своими оригинальными идеями, независимостью мышления и смелостью, даже дерзостью своих творческих планов.

С ним легко можно было беседовать на разные темы. Он умел разговаривать просто и доверительно с любым, быстро вовлекая в беседу, при этом высказывал своё мнение коротко, с предельной ясностью и конкретностью. Он всегда находил нужные слова, когда к нему обращались за помощью.

Будучи от природы одарённым музыкантом, И. А. Волков сопровождал свои занятия по хору разными примерами из жизни и собственного творческого опыта, из чего было видно, как оригинально и образно он мыслит и как ярко и «вкусно» живёт. Но для меня особенно интересным было то, как на занятиях по хоровому классу он мастерски сам умел показать голосом, выразительно сыграть на баяне и фортепиано, объяснить сложные, как нам тогда казалось, вещи простым языком и тем самым учил нас понять и полюбить особую прелесть народной музыки. Игорь Алексеевич был непревзойдённым рассказчиком и на наших студенческих посиделках был самым дорогим гостем.

Все, кому довелось побывать в экспедициях с Игорем Алексеевичем, помнят его не только как учителя и педагога, но и как наставника. Он учил нас умению общаться с простыми людьми, грамотно и тактично задавать вопросы, и самое главное учил нас быть благодарными тем бабушкам и дедушкам, которые сами по себе, в силу своего почтенного возраста и жизненной мудрости уже являются кладезем истинно народной культуры.

Игорь Алексеевич умел «щедро доверять» своим воспитанникам и в этом особенность его непревзойдённого таланта. С его лёгкой руки, я, будучи ещё студенткой, впервые «примерила» на себя роль педагога, и по сей день остаюсь благодарна ему за то, что он, поверив в меня, таким образом и определил моё профессиональное будущее. Для начинающего специалиста, даже если он талантлив, необходимо участие и поддержка со стороны мастера. Он не боялся доверять своим ученикам, и смело предлагал проявить себя профессионально в самых трудных делах. Я никогда не смогу забыть то состояние, которое мне довелось испытать, оказавшись впервые в роли хормейстера-вокалиста Воронежского народного хора (1981 г.). Было очень страшно выходить и проводить занятия по распеванию коллектива, ведь тогда передо мной сидели мастера сцены, заслуженные и народные артисты. Это было испытание собственных сил и способностей. Самое замечательное качество И. А. Волкова, как учителя, было его умение направить работу, поддержать начинающего педагога, правильно оценить полученные результаты. Он ценил в учениках самостоятельность мышления, инициативу, индивидуальность. Замечая яркую личность, он старался привлечь её к общему делу, умело направить, чтобы человек сумел проявить себя с лучших сторон. И если его ожидания подтверждались, он проявлял к нему особый интерес и внимание. Часто делая замечания студентам на хоровом классе, он всегда находил особые слова для каждого, и они всегда воспринимались как руководство к действию. Его отличала искренняя увлечённость своим делом и добросовестное к нему отношение. И в этом, по-видимому, главный секрет его успеха.

Сегодня, имея за плечами большой педагогический стаж, я по-прежнему следую правилам своего учителя, а главное, я продолжаю дело, начатое Игорем Алексеевичем Волковым, когда-то щедро доверенное мне с его лёгкой руки».

Материал предоставлен сотрудниками кафедры русского народного песенного искусства СПбГИК

«Вспоминая учителя...». Памяти И. А. Волкова. Радиопередача. Автор: И. Смирнова