24 мая 2018
1899

Конференция «Шаг за шагом» памяти В. С. Бахтина

25-26 апреля в Фольклорном научно-образовательном центре имени И. А. Волкова (ФНОЦ им. И. А. Волкова) состоялась научная конференция кафедры русского народного песенного искусства «Шаг за шагом». На её открытии присутствовал проректор по научной и творческой работе А. Ю. Русаков, который обратился с приветственным словом к участникам. Со вступительным словом выступила зав. кафедрой русского народного песенного искусства, руководитель ФНОЦ им. И. А. Волкова, профессор В. М. Сивова.

Конференция уже много лет собирает на кафедре исследователей — молодых и маститых, учителей и учеников рядом. Её главной особенностью является сосредоточение исследовательского интереса на Тексте и его истолковании. Круг возможных сюжетов широк — музыкально-поэтические тексты устной, письменной и устно-письменной традиций, и обусловлен личным интересом исследователей к материалу.

В этом году мы открыли новый формат конференции, ориентированный на проект «Театр Фольклора». К показу и обсуждению опытов сценического воплощения традиционной культуры были приглашены педагоги, сотрудники и студенты кафедры, наши выпускники.

В начале конференции 25 апреля доцент кафедры Е. Е. Васильева напомнила о вкладе в фольклористику В. С. Бахтина, памяти которого она ежегодно посвящается. Далее были представлены шесть докладов. Ассистент-стажёр I курса Ю. Юркин (рук. — Е. Е. Васильева) выступил с докладом «Ах ты, Дуня: в записи от А. Т. Полянского и его сестер», в котором рассказал о своих соображениях по поводу песен, записанных от этого уникального ансамбля. Доклад украсило исполнение этой песни — Юрий спел её вместе с магистрантами В. Басовой и А. Отт.

Доклад доцента кафедры А. А. Гвоздецкого «Свете тихий» из Великой вечерни поморской общины г. Старая Русса», посвящённый интересной фиксации этого песнопения, был также дополнен записью в исполнении Русского хора СПбГИК.

Доцент кафедры, кандидат искусствоведения Т. С. Молчанова представила доклад «Ой спасибо зелёному кувшину: из записей В. С. Бахтина» о редком и трагическом песенном сюжете, который был записан им от женщины-старообрядки в Болгарии в 1982 г., и о его известных вариантах.

Доклад доцента, кандидата искусствоведения Е. Е. Васильевой был тоже основан на редкой песне, опубликованной в «Никольских песнях», — «Был я на горе (…спозорённая Москва)» и её вариантах, где было обращено внимание на поэтические мотивы, исторические реалии и музыкальный облик.

Ещё один студенческий доклад — магистранта С. Лебедева (рук. — Е. Е. Васильева) «Ой нам не дорого злато-серебро: песня сказителя Чупрова». Известная и в то же время необычная песня заинтересовала докладчика и исполнением из уст известнейшего народного певца-мастера, и этнографическим контекстом. Слушатели получили также удовольствие, услышав эту песню не только в записи от Чупрова (из коллекции В. М. Сивовой), но и в живом исполнении от докладчика.

Завершало череду докладов сообщение преподавателя кафедры Л. Н. Бакановой «Ночное М. А. Стаховича: пьеса и песни». Оно стало своеобразным мостом к следующему дню конференции, 26 апреля, когда в Камерном зале состоялся показ и обсуждение спектаклей в рамках проекта «Театр фольклора».

Первыми были гости из Тихвина — Народный самодеятельный фольклорный театр «Цвети, наш край» им. Г. В. Снег (рук. — выпускница кафедры Н. А. Видякина) с показом спектакля «Упрямая жена» по сказке В. А. Пулькина. Спектакль получился искрометный, с неожиданными музыкальными репликами и интересными интерактивными поворотами.

Совсем другие были следующие спектакли. Ансамбль студентов I и IV курсов представили «Вождение Куста» из троицкой обрядности Брестского Полесья (рук. — М. А. Кузнецова, подготовка материала — О. Рыбакова, конс. — Е. Е. Васильева). Показ троицкого обхода дворов вводил зрителей в мир обрядового переживания времени, в котором не только внешние действия — движения, реплики, обмен дарами, но сам человеческий поющий голос создаёт праздничное звучащее пространство.

Магистрант I курса заочного отделения кафедры Екатерина Ряжских (рук. — В. М. Сивова) представила моноспектакль по рассказам о женских судьбах «На вяку, как на таку» — пронзительный, лирический и трагический одновременно. Женская судьба с её многочисленными житейскими событиями и душевными переживаниями наверняка вызвала у зрителей ассоциации с собственной судьбой или жизнью родных, что сделало спектакль ещё более тонким и близким. А переплетённые «говорения» и песни создали яркое музыкальное полотно.

Конференция развивается, охватывает новые темы, стилистические круги. Надеемся на продолжение творческих проектов и расширение круга участников.

Материал предоставлен сотрудниками ФНОЦ им. И. А. Волкова
Фото: Анна Алексеева

galgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgal