19 ноября 2018
1454

В СПбГИК прошёл мастер-класс Валерия Пономарева

«Вклад России в джазовый мир — скромный парень по имени Валерий Пономарев,
который играет на трубе наравне с лучшими музыкантами и ...вписан в их ряд»
Мария Клеман, Aquarian

17 ноября в нашем институте в рамках II Международного джазового форум-фестиваля «Jazz Across Borders» (JAB) и VII Санкт-Петербургского международного культурного форума прошёл мастер-класс «Основные проблемы амбюшура медных духовых» легендарного трубач «Jazz Messengers» Арта Блейки, первого джазового музыканта из России, получившего мировое признание, Валерия Пономарева.

В сопровождении оркестра кафедры мюзикла и эстрадно-джазового исполнительства «SPbGIK Orchestra» (художественный руководитель — Б. А. Саруханян; зав. кафедрой — народный артист России, композитор, профессор В. М. Лебедев) прозвучали известные мировые хиты и авторские композиции. Также Валерий Пономарев ответил на вопросы аудитории.

Одна из задач мастер-класса — основы работы с оркестром. Была проделана масштабная работа над композицией «Blues March», которая была исполнена легендарным коллективом «Jazz Messengers» в 1958 г. Валерий Пономарев наставлял оркестр обращать внимание на более высокие материи в джазовой музыке, помимо технических сложностей, связанных с исполнением штрихов, динамических аспектов и т.п. В завершении мастер-класса оркестр «SPbGIK Orchestra» под руководством Валерия Пономарева филигранно исполнил композицию «Blues March» максимально приближенно к оригинальному звучанию.

Справка: Один из немногих джазовых эмигрантов, добившихся признания в США. Учился играть на трубе в Москве, в 1964-1969 гг. играл в клубах с местными музыкантами (в основном — с пианистом Вадимом Сакуном). Своими кумирами считал Клиффорда Брауна и Ли Моргана. В 1973 г. приехал в США с мечтой играть у Арта Блэйки. После случайной встречи с Блэйки в одном из клубов Нью-Йорка Пономарев получил приглашение в легендарный «Jazz Messеngers» (заменил ушедшего Билла Хардмана) и работал в знаменитом составе до 1980 г. Записал с ним 11 альбомов и объехал весь мир. Лучшая запись — баллада «I Remember Clifford». В 1981 г. организовал свой ансамбль, получивший позже наименование «Universal Language», в нём в разное время играли Джуниор Кук, Роджер Киллоуэй, Кенни Баррон, Ральф Мур, Джон Хикс и др. В 1990 г. выступал на фестивале в Москве, а в конце 90-х гг. приезжал в Россию и привозил на гастроли Бенни Голсона, Куртиса Фуллера, Бобби Уотсона, Тима Армакоста, Джимми Кобба. В 2001 г. номинирован на самую престижную музыкальную премию мира — «Grammy». В 2005 г. на фестивале «Усадьба. Джаз» собрал из ведущих музыкантов Москвы биг-бэнд и показал оригинальную программу в стиле современного свинга. Самые известные композиции — «Enjoy», «Dialogue», «Take Care». Преподает в Центре исполнительских искусств Нью-Джерси и руководит биг-бэндом, для которого аранжировал музыку из репертуара «Jazz Messengers» Арта Блэйки.

Текст: А. Арефьев, Б. Саруханян
Фото: З. Беждугова

galgalgalgalgal