03 апреля 2019
2285

Международная повестка в библиотечно-информационном образовании

28-29 марта на библиотечно-информационном факультете СПбГИК прошла ежегодная международная научно-методическая конференция «Непрерывное библиотечно-информационное образование», посвящённая памяти В. А. Минкиной. Темой конференции в этом году было избрано международное сотрудничество в библиотечно-информационном образовании.

В настоящее время образование — одна из ключевых тем, которая обсуждается мировым профессиональным сообществом. Его интернационализация проявляется в разных формах: мобильность преподавателей и студентов, разработка общемировых учебных планов, транснациональное образование, международное сотрудничество.

Конференцию открыли проректор по научной и творческой работе СПбГИК Аркадий Юрьевич Русаков и профессор, заведующий Отделением научных исследований по проблемам информатики ВИНИТИ, заслуженный деятель науки РФ Руджеро Сергеевич Гиляревский.

В начале работы конференции декан библиотечно-информационного факультета В. В. Брежнева определила основные проблемы и перспективы международного сотрудничества в библиотечно-информационном образовании, поделившись с коллегами достижениями БИФ в этом направлении.

В конференции приняли участие эксперты зарубежного библиотечно-информационного образования — члены постоянных комитетов ИФЛА (Международная федерация библиотечных ассоциаций, аббревиатура от англ. International Federation of Library Associations, IFLA). Профессор Университета Пармы Анна Мария Таммаро (Anna Maria Tammaro) сегодня является членом секции ИФЛА по библиотечной теории и исследованиям, а в прошлом была председателем секции по образованию и подготовке кадров. Ведущий специалист по интернационализации библиотечно-информационного образования, она выступала одним из авторов руководства о принципах взаимопризнания квалификаций для специалистов в области библиотечно-информационной деятельности. На конференции профессор Таммаро представила доклад об образовательных курсах европейских библиотечных школ, поделилась опытом разработки совместных образовательных программ между Италией и Норвегией, Эстонией и другими странами.

Члены секции ИФЛА по непрерывному профессиональному развитию и обучению на рабочем месте Матильда Фонтанин (Matilde Fontanin) и директор по международной и образовательной деятельности Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино С. А. Горохова представили доклад «Руководство ИФЛА по непрерывному профессиональному образованию: принципы и передовой опыт» (IFLA Guidelines for Continuing Professional Development: Principles and Best Practices). Ключевой тезис выступления — профессиональное развитие должно стать частью повседневной работы. И с этим трудно не согласиться.

Выступление доцента кафедры документоведения и информационной аналитики, члена постоянного комитета секции ИФЛА по образованию и подготовке кадров А. С. Крымской было посвящено месту российского библиотечно-информационного образования на библиотечной карте мира. Оно было построено на основе аналитического доклада рабочей группы ИФЛА* «На пути к сильному библиотечно-информационному образованию», опубликованного в августе 2018 г.

Доцент кафедры информационного менеджмента СПбГИК А. А. Грузова, проанализировав открытые онлайн-курсы в сфере библиотечно-информационной деятельности, показала перспективы дистанционного образования.

Сегодня национальные библиотеки зарубежных стран большое внимание уделяют образованию. Опыт разработки образовательных проектов в национальных библиотеках Польши, Латвии, Молдовы, Эстонии и Японии рассмотрела начальник отдела международной деятельности Российской национальной библиотеки К. Б. Морозова.

Второй день конференции был не менее насыщенным. Круглый стол «Возможности международного сотрудничества в библиотечно-информационном образовании» открыло выступление доцента Университета имени Йосипа Юрая Штросмайера в Хорватии Саньйицы Фалетар Танакович (Sanjica Faletar Tanackovic). Он был посвящён Международной студенческой конференции BOBCATSSS, которую ежегодно проводит Европейская ассоциация библиотечно-информационного образования и исследований.

Опытом участия в международных образовательных программах поделились исполнительный директор Российской библиотечной ассоциации И. А. Трушина, а также преподаватели и студенты БИФ. Коллеги из Белорусского государственного университета культуры и искусств Ж. Л. Романова и С. В. Маланухина рассказали о международной деятельности своего вуза.

В рамках дискуссии обсуждались актуальные вопросы в сфере библиотечно-информационной деятельности: студенческие стажировки в зарубежных странах, организация онлайн-лекций, проведение международных конференций, установление международных контактов.

По результатам круглого стола была принята резолюция, в которой намечены направления развития библиотечного образования, обмена опытом, сформулированы проблемы и пути их решения.

Кроме того, по итогам конференции перед профессиональным сообществом поставлена задача выработки единого библиотечного образовательного стандарта, адаптированного к современным требованиям рынка труда в различных странах. Предполагается, что это будет способствовать развитию академической мобильности преподавателей и студентов в библиотечно-информационной сфере.

* В рабочую группу ИФЛА в настоящее время входят два преподавателя библиотечно-информационного факультета — А. С. Крымская и А. А. Грузова.

Текст: А. Габзалилова, С. Белоусова, А. Катина
Фото: Н. Кауфманн, Александр Руднев

galgalgalgalgalgalgalgalgalgalgal