Рытов Дмитрий Анатольевич

Профессор

Кандидат педагогических наук

Рытов Дмитрий Анатольевич в 1991 г. с отличием окончил Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской (в настоящее время — СПбГИК) по специальности: «Культурно–просветительская работа», квалификация: «Культпросветработник, дирижёр оркестра народных инструментов», а в 1994 г. закончил очную аспирантуру Санкт-Петербургской государственной академии культуры и 21.02.1995 защитил диссертационное исследование «Традиции народной инструментальной культуры в организации детского музыкального досуга» (научный руководитель — профессор С. Н. Иконникова, научный консультант — профессор Н. А. Кравцов). Учёная степень кандидата педагогических наук присуждена решением диссертационного совета Санкт-Петербургской государственной академии культуры 21 февраля 1995 г. (протокол № 4) и утверждена Высшей аттестационной комиссией 19 мая 1995 г.

Учёное звание доцента присвоено Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 мая 2017 г. № 499/нк.

Рытов Дмитрий Анатольевич — лауреат Премии Президента Российской Федерации, заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почетный работник общего образования Российской Федерации, победитель конкурса «Учитель года Санкт-Петербурга-96», победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-97» в номинации «За вдохновение и педагогический артистизм», абсолютный победитель XI-го Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».

Д. А. Рытов является лауреатом 5 международных и всероссийских конкурсов, фестивалей, лауреатом межрегионального фестиваля:

  • Лауреат I степени V Всероссийского фестиваля рожечной музыки «Русский рожок». Россия, г. Кострома, 2009 г.;
  • Лауреат Межрегионального фестиваля народной музыки и ремесел «На Муромской дорожке» в номинации «За сохранение музыкальных традиций русского народа». Россия, г. Муром, 2010 г.;
  • Диплом I степени III Международного фестиваля славянской письменности и культуры «Славянский свет». Эстония, г. Йыхви, 2011 г.;
  • Золотая медаль и титул «Чемпион мира» VI Мирового чемпионата по фольклору «World Folk 2016». Болгария, г. Бургас, 2016 г.;
  • Лауреат I степени XXV фестиваля искусств «Преображение». Россия, г. Ярославль), 2017 г.

Д. А. Рытов подготовил 7 учеников — лауреатов международных конкурсов, 1 ученика — победителя (Гран-При) международного конкурса и 1 ученика — победителя (Гран-При) всероссийского конкурса:

  • Студенческий ансамбль кафедры народных инструментов СПбГИК — Лауреат I степени Международного конкурса-фестиваля детско-юношеского творчества «Аничков мост» (номинация — «Инструментальное творчество»). Россия, Санкт-Петербург, 2013 г.;
  • Студенческий ансамбль кафедры народных инструментов СПбГИК «Урагшаа» — лауреат I степени IX Международного конкурса «Гран-При ИНТЕРФОЛК» (номинация — «Инструментальное исполнительство народной музыки»). Россия, Санкт-Петербург, 2016 г.;
  • Студенческий ансамбль кафедры народных инструментов СПбГИК «Этно-Пять» — лауреат I степени X Международного конкурса «Гран-При ИНТЕРФОЛК» (номинация — «Инструментальное исполнительство народной музыки»). Россия, Санкт-Петербург, 2017 г.;
  • Студенческий ансамбль кафедры народных инструментов СПбГИК «Этно-Пять» — лауреат I степени Санкт-Петербургского Открытого конкурса инструментального и камерного исполнительства (номинация — «Ансамблевое исполнительство») в рамках II Международного евразийского фестиваля «Великий шелковый путь. Диалог культур». Россия, Санкт-Петербург, 2017 г.;
  • Студенческий ансамбль кафедры народных инструментов СПбГИК «Этно-Пять» — лауреат I степени IX международного конкурса «Территория музыки — без границ» (номинация — «Профессиональное творчество»). Россия, Санкт-Петербург, 2018 г.;
  • Студенческий ансамбль кафедры народных инструментов СПбГИК «Этно-Пять» — победитель (Гран-При) I Всероссийского конкурса-фестиваля «Звезда, рождённая в Петербурге». Россия, Санкт-Петербург, 2018 г.;
  • Студенческий ансамбль кафедры народного инструментального искусства инструментов СПбГИК «Фольк-Модус» — лауреат I степени XI Международного конкурса «Гран-При ИНТЕРФОЛК» (номинация — «Инструментальное исполнительство народной музыки»). Россия, Санкт-Петербург, 2018 г.;
  • Студенческий ансамбль кафедры народного инструментального искусства инструментов СПбГИК «Фольк-Модус» — победитель (Гран-При) XI Международного конкурса «Гран-При ИНТЕРФОЛК» (номинация — «Инструментальное исполнительство народной музыки»). Россия, Санкт-Петербург, 2018 г.;
  • Студенческий ансамбль кафедры народного инструментального искусства СПбГИК «Этно-Пять» — лауреат I Премии VIII Международного конкурса «Санкт-Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры». Россия, Санкт-Петербург, 2018 г..

YouTube-канал ансамбля «Этно-Пять»

Д. А. Рытов имеет 40 творческих работ по музыкальному искусству, является членом комиссии Комитета по культуре Санкт-Петербурга по присвоению званий «Народный коллектив любительского художественного творчества» и «Образцовый детский коллектив художественного творчества», членом программного комитета и рецензентом IV Международной научной конференции «Культурно-историческое наследие: сохранение, презентация, оцифровка». Велико Тырново (Болгария). 19-21.04.2018, членом жюри IV Всероссийского с международным участием конкурса-фестиваля «Свирель — инструмент мира, здоровья и радости», а также членом жюри Городского фестиваля-конкурса инструментальных ансамблей «Музыкальная радуга», проводимого Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга и Дворцом детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга. Записано 3 аудио-диска.

Д. А. Рытов ведёт на высоком профессиональном уровне читает лекционные курсы «Основы народно-инструментальной культуры» и «Музыкальное воспитание детей на традициях народно-инструментальной культуры», проводит занятия по дисциплинам: «Ансамбль», «Камерный ансамбль», «Народные инструменты фольклорной традиции», «Технология изготовления традиционных инструментов», «Расшифровка народных песен и инструментов устной традиции», «Изучение струнных щипковых инструментов», руководит практикой по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, а также практикой по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. На лекциях Д. А. Рытов активно применяет эффективные практико-ориентированные приёмы взаимодействия со студентами, которые позволяют приобретать участникам образовательного процесса универсальные учебные знания и предметные навыки. Активно участвует, читая лекции, в краткосрочной программе повышения квалификации Центра дополнительного профессионального образования СПбГИК, кафедры народных инструментов.

Дмитрий Анатольевич принимает активное участие в решаемых на кафедре учебно–методических вопросах, в обсуждении диссертационных исследований, в подготовке рецензий на дипломные рефераты, в составлении экзаменационных билетов, в проведении научно–практических мероприятий, конференций.

Д. А. Рытов принял активное участие в подготовке и проведении в СПбГИК научно-практической международной конференции «Образование и культура в развивающемся мире» под эгидой Международного культурного форума Санкт-Петербург (25.06.2016), III Всероссийской научно-практической конференции «Культурное пространство России: генезис и трансформации» (секция «Традиционная музыкальная и хореографическая культура народов России». Подсекция: «Инструментальное искусство») (5-6.04. 2018).

Д. А. Рытовым создано и опубликовано 70 научных и приравненных к ним учебно-методических работ, фундаментальных научно-методических трудов, учебников, в том числе под грифом Министерства образования и науки Российской Федерации, а также в рамках государственного задания Министерства культуры Российской Федерации.

В соответствии с действующим стандартом Д. А. Рытовым разработано 4 УМК:

  • Рытов Д. А. Рабочая программа дисциплины «Музыкальное воспитание детей на традициях народно-инструментальной культуры» по направлению 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» (180 ч., очная форма обучения). СПб: СПбГИК, 2017 г. – 43 с.
  • Рытов Д. А. Рабочая программа «Основы народно-инструментальной культуры» по направлению 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» (72 ч., очная форма обучения). СПб: СПбГИК, 2017 г. – 32 с.
  • Рытов Д. А. Рабочая программа «Основы народно-инструментальной культуры» по направлению 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» (72 ч., заочная форма обучения). СПб: СПбГИК, 2017 г. – 29 с.
  • Рытов Д. А. Рабочая программа «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» по направлению 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» (144 ч., очная форма обучения). СПб: СПбГИК, 2017 г. – 31 с.

Хочется отметить издание Д. А. Рытовым по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного института культуры учебного пособия для студентов бакалавриата; направление 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство»; профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты» Санкт-Петербургский государственный институт культуры, факультет искусств, кафедра народных инструментов. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2015 г. – 208 с. (26 п.л.).

Д. А. Рытовым в СПбГИК по направлению 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» разработаны: рабочая программа дисциплины «Основы народно-инструментальной культуры» (для очной и заочной формы обучения), рабочая программа дисциплины «Музыкальное воспитание детей на традициях народно-инструментальной культуры», рабочая программа «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности».

Д. А. Рытовым разработаны два модуля дистанционного учебного видеокурса «Музыкальное воспитание в дошкольной образовательной организации»: «Игра на детских музыкальных инструментах», «Организация коллективной деятельности на музыкальных занятиях» в проекте Министерства образования и науки Российской Федерации и межвузовской площадки электронного образования «Универсариум».

Д. А. Рытовым создан учебно-методический комплект по музыке для начальной школы (1-4 классы): 24 инновационных образовательных продукта (учебники, электронные учебники, мультимедийные приложения к каждому учебнику, рабочие тетради для обучающихся и нотные хрестоматии, рабочая программа, программа курса, методические пособия для учителя)., который успешно используются в образовательном процессе многих школ, лицеев, гимназий городов Российской Федерации. Учебно-методический комплект прошел соответствующую экспертизу в Российской академии наук, в Российской академии образования, а также — педагогическую и общественную экспертизы и получил гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» (Федеральный перечень учебников). По учебникам музыки Д. А. Рытова учатся дети во многих общеобразовательных организациях России.

Разработанный для общеобразовательных организаций учебно-методический комплект по предмету «Музыка» (для 1-4 классов) направлен на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников, на формированию у детей ценностно-смысловых ориентаций с опорой на наследие народной музыки, русского музыкального искусства, способствующий получению знаний об истории и культуре своего народа; на раскрытие в музыкальной деятельности дидактических возможностей традиционной культуры как процесса трансляции, сохранения и переосмысления ценностей, на формирование устойчивого интереса к национальным традициям, как эффективного механизма этнокультурной идентификации личности, как средства гармонизации межэтнических отношений.

В 2011 г. в издательстве «Композитор» издано учебно-методическое пособие «Русская ложка. Музыкально-игровая энциклопедия», имеющее два грифа: «Допущено Экспертным научно–методическим советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» и «Рекомендовано Советом развития образования Ленинградской области для использования в образовательном процессе в образовательных учреждениях Ленинградской области».

Д. А. Рытов разработал и апробировал программу «Музыкальная народная культура», раскрывающую возможности музыкального воспитания и обучения детей с опорой на традиции русской народной инструментальной культуры. Особая ценность программы заключается в её ориентации на продуктивную творческую деятельность детей, включающую игру на музыкальных инструментах, создание аранжировок и оригинальных произведений, изготовление музыкальных инструментов, что обеспечивается комплексом специальных методик.

Дмитрий Анатольевич разработал и изготовил модель детского оркестра «ДАР», музыкальные инструменты которого (более 50 наименований) дают мощный импульс к раскрытию личностных качеств и возможностей детей, их активного взаимодействия в детском коллективе. Народные музыкальные инструменты, являясь доступным и активным средством приобщения детей к музыкальней деятельности, оказывают многостороннее воздействие на детское художественно-эстетическое воспитание, погружает ребенка в особый мир народной эстетики.

Концептуальная особенность взглядов Д. А. Рытова заключается в понимании процесса музыкального воспитания как необходимого и ключевого момента в жизни ребенка, направленного на самораскрытие и саморазвитие ребенка через включение в активную созидательную деятельность.

Научные труды Д. А. Рытова носят не только глубокий методологический, но и большой практико-ориентированный характер, имеют высокую степень внедрения в образовательное пространство Санкт-Петербурга и Российской Федерации. Все работы Д. А. Рытова выстроены в единой трехуровневой парадигме обеспечения образовательного и учебно-методического процесса субъектов общеобразовательных организаций, средних специальных учебных заведений и вузов: ребенка — подготовки студента — повышения квалификации, переподготовки педагогического работника.

Д. А. Рытов регулярно проводит авторские семинары, мастер-классы, вебинары, участвует в научно-практических конференциях, проводит просветительские мероприятия для детей, активно делится своим опытом работы через проведение мероприятий в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, в Ленинградском областном институте развития образования, а также в различных городах Российской Федерации (Москва, Челябинск, Магнитогорск, Петрозаводск, Выборг, Белгород, Старый Оскол, Ярославль, Смоленск, Брянск, Улан-Удэ и др.) и за её пределами.

Наличие премий, призов и иных наград:

  • Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга»;
  • Знак «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга»;
  • Памятная медаль за неоценимый вклад в проведение Пасхального фестиваля;
  • Благодарность Министра образования Российской Федерации;
  • Благодарность Комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей за вклад в гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи, приобщения подрастающего поколения к наследию мировой художественной культуры, отечественной истории;
  • Диплом Патриарха Московского и всея Руси;
  • Благодарность Губернатора Санкт-Петербурга;
  • Благодарность Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
  • Благодарности Председателя Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга;
  • Благодарности администрации Московского района Санкт-Петербурга и др.

Преподаваемые дисциплины:

  • Основы народно-инструментальной культуры;
  • Этнические музыкальные традиции;
  • Музыкальное воспитание детей на традициях народно-инструментальной культуры;
  • Народные инструменты в современных жанрах музыки;
  • Ансамбль;
  • Изучение клавишных язычковых инструментов;
  • Камерный ансамбль;
  • Народные инструменты фольклорной традиции;
  • Искусство интерпретации различных эпох, стилей и жанров;
  • Практика по получнию профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая практика);
  • Педагогика и психология Высшей школы;
  • Расшифровка народных песен и инструменты устной традиции.

Повышение квалификации за последние 5 лет:

  • Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования», дополнительная профессиональная образовательная программа «Музыкальное воспитание в образовательной организации в контексте ФГОС ДО» (140 уч. ч.) — Санкт-Петербург, 2014 год, рег. № 8164.
  • Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Московского района Санкт-Петербурга, программа дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) «Использование информационно-коммуникационных технологий в современной школе» (72 ч.). — Санкт-Петербург, 2015 год, рег. № 216/15у.
  • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»: «Информационные технологии в образовательной организации» (48 часов). — Санкт-Петербург, 2016 год, рег. № 139/49.
  • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»: «Психолого-педагогическое сопровождение студентов-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза» (48 часов). — Санкт-Петербург, 2017 год, рег. № 947/49.
  • БУ ОО ДПО «Институт развития образования: «Актуальные проблемы преподавания предметной области «Искусство» в условиях реализации ФГОС ООО (музыка, МХК, искусство) (36 часов). — г. Орел, 2018 год, рег. № 2420-СК.
  • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»: «Разработка и реализация онлайн курса в среде дистанционного обучения «МИРАПОЛИС» (48 часов). — Санкт-Петербург, 2019 год, рег. № 1707/49.

Общий трудовой стаж: 28 лет.

Педагогический стаж: 10 лет.

Кафедра народного инструментального искусства