Ильгин Константин Владимирович

Доцент

Кандидат искусствоведения

В 1998 г. окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по специальности гитара (класс Е. Ф. Ларионова). 

Начал обучение на гитаре в школьном кружке у Марка Григорьевича Шнайдера в 1983 г. В 1985 г. поступил в ДМШ № 11 в класс Людмилы Владимировны Соколовой.

Окончил музыкальную школу с отличием в 1991 г. Тогда же поступил в среднюю специальную музыкальную школу-лицей Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Евгения Фёдоровича Ларионова)  уникальное учебное заведение для особо одарённых детей, где был первым и единственным до настоящего времени гитаристом.

Занимаясь по специальной программе, позволившей пройти программу трёх старших классов за 2 года, в 1993 г. окончил среднюю специальную музыкальную школу-лицей при Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова с серебряной медалью и поступил в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова в класс  Е. Ф. Ларионова.

В 1998 г. по окончании с отличием консерватории поступил в ассистентуру-стажировку при Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова по специальности «гитара», где его творческим руководителем стал Е. Ф. Ларионов.

В 2000 г. получил возможность закончить работу над диссертацией на соискание учёной степени кандидата искусствоведения «Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство», которую защитил в 2003 г. Научный руководитель  профессор, кандидат искусствоведения Владимир Иванович Цытович. В течение обучения в Санкт-Петербургской государственной консерватории им Н. А. Римского-Корсакова и уже после её окончания брал мастер-классы у известных западных гитаристов в числе которых Райнберт Эверс (Германия), Вольфганг Вайгель (Германия), Джон Дюарт (Великобритания), Эдуардо Фернандес (Уругвай), Оскар Гилья (Италия), Елена Папандреу (Греция).

Награды:

1987 г. — лауреат межрегионального конкурса им. В.  В.  Андреева, Санкт-Петербург, III место;

1990 г.  лауреат Всероссийского конкурса им. В. В. Андреева, Санкт-Петербург, III место;

1997 г.  победитель конкурса «Музы Петербурга», Санкт-Петербург;

2000 г.  дипломант IV международного конкурса «Кубок севера», г. Череповец;

2004 г.  дипломант V международного конкурса «Кубок севера», г. Череповец;

2006 г.  лауреат II международного конкурса «Санкт-Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры», Санкт-Петербург, I место.

Записи:

1994–1997 гг.  записи на Санкт-Петербургском радио и «Радио-классика».

В 2003 г. участвовал в записи CD «Москва. Музыкальные увеселения» с Мариной Филипповой (меццо-сопрано).

В 2004 г. участвовал в записи CD «Русские романсы и песни» с Натальей Комаровой (сопрано).

В 2007 г. участвовал в записи CD «Пётр Мигунов и Экспромт-квинтет. Романсы на стихи Сергей Есенина» в составе Экспромт-квинтета.

Опыт работы:

В 1999 г. был принят в качестве преподавателя в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова на кафедру струнных народных инструментов.

С 2006 г.  старший преподаватель кафедры струнных народных инструментов.

За время работы в консерватории его выпускниками стали: Елена Лебедева, Сергей Загородников и Иван Винсковский.

Его ученик Антон Баранов дважды становился лауреатом международного конкурса «Виртуозы гитары» (2007, 2008 гг.).

1996–1999 гг. — преподаватель факультета истории русской культуры Санкт-Петербургской государственной академии культуры и искусств (ныне СПбГИК).

С 1997 г. по настоящее время – преподаватель Санкт-Петербургского музыкального училища (с 2004 года колледж) им. М. П. Мусоргского.

С 2001 по 2005 гг.  преподаватель кафедры музыкально-инструментальной подготовки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

С 2005 по 2007 гг.  старший преподаватель кафедры народных инструментов, с 2006 г. по настоящее время доцент  Санкт-Петербургского государственного института культуры.

С 2005 г. по настоящее время  доцент Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, с 2007 г. по настоящее время доцент кафедры музыкальных дисциплин.

2001–2002 гг., 2004–2006 гг.  преподаватель Санкт-Петербургского музыкального лицея при Комитете по культуре Санкт-Петербурга.

Исполнительская деятельность началась практически сразу после поступления в детскую музыкальную школу. Первое серьёзное выступление на концертной площадке состоялось в 1987 г. в зале Ленинградской Академической капеллы им. М. И. Глинки, а первый сольный концерт был дан в 1990 г. в зале Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А. П. Карпинского .

В настоящее время более чем 6 часов сольный репертуар звучания включает произведения разных стилей и жанров от музыки эпохи Возрождения до опусов современных композиторов. Концертная деятельность включает в себя как сольные выступления так и работу с различными оркестрами и ансамблями, в числе которых оркестр Санкт-Петербургской академической капеллы им. М. И. Глинки, АСО Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича, оркестр русских народных инструментов «Онего» (г. Петрозаводск), ансамбли «Санкт-Петербург» (1994–1998 гг.), «Экспромт-квинтет» (с 2007 г.), «Санкт-Петербургский гитарный квартет» (с  2009 г.).

Выступления проходят в большом и малом залах Санкт-Петербургской государственной филармонии, зале академической капеллы Санкт-Петербурга, а также на концертных площадках в Пскове, Новгороде, Екатеринбурге, Петрозаводске. Гастрольная деятельность проходила в Дании, Великобритании, Литве.

Константин Ильгин постоянно приглашается в качестве члена жюри на различные конкурсы. В их числе международный конкурс «Виртуозы гитары», г. Санкт-Петербург 2004–2009 гг., международный конкурс юных исполнителей на народных инструментов им. В. В. Андреева, 2004, 2008 гг., международный конкурс «Дуэттино», г. Череповец, 2003 г. и др.

Помимо концертной деятельности ведётся активная научная работа. Принимал участие в работе различных научных конференций, в числе которых: международная научно-практическая конференция «Ретроспектива и перспективы гитары» (г. Псков), международная научно-практическая конференция «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание» (г. Тамбов), IX международная конференция «Ребёнок в современном мире. Дети и город» (Санкт-Петербург), научно-практическая конференция «Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации» (Санкт- Петербург), международная инструментоведческая конференция «V Благодатовские чтения» (Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург) и др.

Опубликовано 15 научных работ:

1. Музыкальная традиция американского юга и городская песенная культура.  (тезисы) // Теннеси Вильямс в русской и американской культурной традиции. Сборник статей, СПб: «Янус», 2002 г. 0,25 п. л.

2. Гитара в художественной культуре России. (статья) // Образовательная деятельность художественного музея (труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества) выпуск VII, СПб: Гос. Рус. музей, 2002 г. 0,4 п. л.

3. Европейские истоки русской семиструнной гитары. (тезисы) // Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации. Сборник статей. СПб: «Астерион», 2002 г. 0,25 п. л.

4. Гитара в контексте подростковой музыкальной культуры. (тезисы) // Ребёнок в социокультурном пространстве современного города. Материалы IX международной конференции «Ребёнок в современном мире. Дети и город». СПб: Изд-во СПбГТУ, 2002 г. 0,25 п. л.

5. Особенности техники игры на гитаре в России. (статья) //Депонировано в НИЦ «Информкультура»  17  сентября 2002 г., № 3350. 1,4 п. л.

6. Вопросы происхождения русской семиструнной гитары. (статья) //Академия гитары. Альманах. СПб, 2004. 0,2 п. л.

7. Обзор техники игры на гитаре в России XIX-XX веков. (статья) // Вопросы исполнительства на струнных народных инструментах. Сборник статей. Выпуск первый. СПб, Санкт-Петербургская государственная консерватория, 2004 г. 0,5 п. л.

8. Формирование системы профессионального музыкального образования на гитаре в России. (статья) // Инструментальное исполнительство на рубеже XX-XXI веков. Проблемы современного творчества, исполнительства, педагогики. Межвузовский сборник научных трудов. СПб, издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 0,25 п. л.

9. Русская семиструнная гитара и цистра – родственные связи. (статья)//Вопросы инструментоведения: статьи и материалы. Выпуск 5, ч.2. СПб, издательство СПбИИ РАН «Нестор-История», 2004. 0,2 п. л.

10. Три взгляда на технику правой руки. (тезисы) // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание. Тезисы международной научно-практической конференции. Тамбов, ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2005. 0,2 п. л.

11. Классическая гитара в современной системе профессионального музыкального образования в России. (тезисы) // Современное музыкальное образование – 2005. Материалы международной научно-практической конференции. СПб, 2005. 0,2 п. л.

12. Инновации в обучении на классической гитаре в России. (тезисы) // Методологические проблемы современного музыкального образования. Материалы межвузовского научно- практического семинара. СПб, издательство Политехнического университета, 2006. 0,25 п. л.

13. Искусство классической гитары – современность и перспективы (тезисы) // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание. Тезисы международной научно-практической конференции. Тамбов, ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2007. 0,2 п. л.

14. Внешние факторы в развитии гитары в России (тезисы)//Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание. Тезисы международной научно-практической конференции. Тамбов, ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2008. 0,2 п. л.

15. Конкурсы: опасности для развития исполнительства // Гитара: история, теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции «Ретроспектива и перспективы гитары» (памяти В. И. Яшнева). Псков, 2008. 0,2 п. л.

Преподаваемые дисциплины:

  • Специальный инструмент;
  • Ансамбль;
  • Методика обучения игре на инструменте;
  • История исполнительства на народных инструментах;
  • История оригинальной музыки для струнных щипковых инструментов;
  • Камерный ансамбль.

Повышение квалификации:

  • 22.03.2016. Специальность:Информационные технологии в образовательной организации.
  • 30.12.2016. Специальность:Психолого-педагогическое сопровождение студентов-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза.
  • 19.05.2018. Специальность:Перспективы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении.
  • 07.09.2019. Специальность:Психолого-педагогическое сопровождение студентов-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза.
  • 31.10.2019. Специальность:Преподаватель высшей школы.
  • 05.11.2019. Специальность:Электронная информационно-образовательная среда в вузе.
  • 10.12.2019. Специальность:Оказание первой помощи.

Общий трудовой стаж: 22 года.

Педагогический стаж: 12 лет.

Кафедра народного инструментального искусства