21 мая 2019
1400

В вихре «Джазовой карусели»

27 апреля в Санкт-Петербургском государственном институте культуры подвели итоги и наградили лауреатов V Международного эстрадно-джазового конкурса для детей и юношества «Джазовая карусель», организованного Детской школой искусств СПбГИК при поддержке Министерства культуры РФ. Заключительный гала-концерт участников и торжественная церемония награждения прошли в концертном зале «На Дворцовой».

Ежегодно в «Джазовой карусели» принимают участие множество российских и зарубежных творческих коллективов и солистов в возрасте от 6 до 18 лет (включительно). Благодаря творческому состязанию за время его существования уже удалось выявить, поддержать и мотивировать на дальнейшее развитие целую плеяду молодых талантливых исполнителей, создать творческую среду для духовно-нравственного и профессионального роста юных музыкантов. Пятый, юбилейный конкурс не стал исключением — юные музыканты не только демонстрировали свои таланты членам авторитетного жюри. Не в последнюю очередь конкурс стал для всех его участников (как для самих артистов, так и для их педагогов) уникальной площадкой для профессионального общения с коллегами из разных уголков мира и обмена опытом.

Насыщенная недельная программа «Джазовой карусели» включала в себя мастер-классы ведущих преподавателей эстрадно-джазового искусства, круглые столы и, конечно же, репетиции и конкурсные прослушивания в трёх номинациях: эстрадный вокал; инструменты эстрадного оркестра; современная компьютерная и электронная музыка. Время пролетело незаметно, и уже вскоре жюри предстояла большая работа — выбрать лучших представлялось крайне сложной задачей, каждый из участников продемонстрировал высокий уровень профессионализма и артистического мастерства.

И вот остались позади все ожидания и волнения, заслуженные награды нашли своих обладателей, а заключительный день оказался наполнен музыкой, счастливыми улыбками и незабываемыми впечатлениями. На память участникам осталось множество фотографий, восхищённых отзывов и новых знакомств, а мы предлагаем вам вновь вспомнить эти дни и окунутся в волшебную атмосферу «Джазовой карусели» вместе с её руководителем — директором Детской школы искусств СПбГИК Мариной Геннадьевной Рыбаковой.

Корр.: «Джазовая карусель» в этом году отметила свой первый юбилей. Вот уже пять лет конкурс помогает юным талантам раскрыться в самых разных форматах и жанрах современной эстрадной музыки. Давайте вспомним, а как возникла идея создания конкурса?

М. Г. Рыбакова: Наш самый первый конкурс был сделан по государственному заданию Министерства культуры РФ, но в скором времени превратился в традицию Детской школы искусств. С каждым годом к нам приезжает всё больше детей и подростков, а в этот юбилейный год я отмечаю один очень интересный факт: заявок из Петербурга не так много, как из других городов и стран. Это говорит о том, что наш конкурс известен далеко за пределами Петербурга и у него отличная репутация благодаря отзывам участников. Это не может не радовать.

Сказывается ли рост количества заявок на уровне конкурсантов? Можем ли мы говорить, что сегодня уровень профессионального мастерства финалистов заочного и очного туров качественно вырос в сравнении с первыми годами?

Я бы так не сказала. К нам приезжают очень разные дети, у конкурса широкая география участия. Нужно понимать, что уровень подготовки и возможности конкурсантов будут отличаться, в том числе и по этой причине.

По каким критериям оцениваются выступления участников? Как происходит процедура отбора?

Наш главный критерий — это профессионализм. Участник должен понимать, что он делает на сцене, какую музыку играет. Нам всегда хочется видеть осмысленное исполнение произведения, а не просто красиво скопированный номер. Отбирая участников, мы стремимся судить максимально объективно, непредвзято. И в этом — одно из преимуществ нашего конкурса.

Влияет ли сценический образ, его воплощение на оценки жюри? Или всё же вокальное и инструментальное мастерство оказывается важнее?

Когда конкурсант выходит на сцену, для жюри из маленького ребёнка он превращается в полноценного артиста. Мы всегда оцениваем выступление в комплексе: зрительный образ, подача, постановка номера, исполнение — всё должно гармонично сочетаться, выглядеть законченным, цельным «сценическим произведением».

Получается, что «Джазовая карусель» — это не просто конкурс детско-юношеского творчества, а самое настоящее «соревнование» маленьких профи?

Да. В этом и состоит уникальность нашего конкурса. «Джазовая карусель» была создана на базе высшего учебного заведения, при участии ДШИ СПбГИК и при поддержке Минкультуры. Мы делаем этот конкурс именно для того, чтобы выявить и оценить новых профессиональных детей.

В таком случае можно ли говорить, что этот конкурс в каком-то смысле является хорошим способом показать и зарекомендовать себя с лучшей стороны перед вступительными испытаниями факультета музыкального искусства эстрады СПбГИК?

Я считаю, что да. У нас даже есть специальный приз — один из участников старшей возрастной категории получает от нас рекомендацию для поступления в наш вуз. Кроме того, всегда есть ребята, которые приезжают на конкурс именно с этой целью: в будущем поступить в институт культуры. Это ни для кого не секрет, поэтому ответ на Ваш вопрос — да, так говорить не просто можно, а даже нужно.

И это замечательно. Давайте поговорим о новинках, которые приготовила юбилейная «Джазовая карусель». В этом году организационный комитет презентовал новую номинацию — «Современная компьютерная и электронная музыка». Как возникло понимание, что конкурсу необходимо развиваться не только в исполнительском, но и в композиторском направлении?

История появления номинации такова: в нашем вузе существует кафедра музыкознания и музыкально-прикладного искусства, на которой готовят специалистов крайне востребованной в наше время профессии — аранжировщиков. Эта специальность требует серьёзного уровня владения комплексом навыков: музыкальных, технических и слуховых. Вводя такую номинацию, мы стараемся дать возможность детям и подросткам, которые в настоящий момент активно реализуют потребность в самовыражении через написание музыки, попробовать свои силы в этой роли, определить — хочется ли им в будущем развиваться в этой области.

Чем ещё нас удивит «Джазовая карусель» — 2019?

Талантливыми юными исполнителями, я надеюсь. Ещё в этом году у нас заявлено очень много оркестров, мы отмечаем явный рост инструментальной номинации. Всё это демонстрирует — организаторам удалось выбрать правильный вектор развития конкурса.

И, наконец, мой последний вопрос. Каким Вы видите будущее «Джазовой карусели» в длительной перспективе?

Думаю, концепция конкурса останется прежней, продолжится рост количества участников. Думаю, что в обозримом будущем введём новые номинации, к примеру — пластического театра. Я уверена, что «Джазовая карусель» останется такой же честной по отношению ко всем её участникам, а это самое главное.

Протокол заседания жюри V Международного эстрадно-джазового конкурса для детей и юношества (6-18 лет) «Джазовая карусель» (22-27 апреля 2019 г.)

Беседовала Н. Кауфманн
Фотоматериалы предоставлены сотрудниками Детской школы искусств СПбГИК

galgalgal