07 февраля 2019
1697

Концерт-посвящение аббату Жуберу

17 августа во французском городе Люсон, в Кафедральном соборе Нотр-Дам, собралась многочисленная публика — на афише значилось: Владимир Шляпников (Россия) — органист Санкт-Петербургской государственной академической капеллы, профессор кафедры фортепиано Санкт-Петербургского государственного института культуры. Исключительным этот концерт сделало то, что он был посвящён памяти аббата Жозефа Жубера — человека, с именем которого связано возникновение в прошлом столетии сочинений для органа русских композиторов.

Документальный фильм

В 2014 г. профессором Шляпниковым был задуман документальный фильм, посвящённый органной культуре Санкт-Петербурга. Группа энтузиастов, в которую помимо Владимира Алексеевича вошли выпускник нашего института, режиссёр Алексей Родионов и доцент кафедры акустики МГУ им. М. В. Ломоносова Павел Кравчун, разработала идею триптиха. По задумке, первая часть будет посвящена самим инструментам, вторая часть — связям с городом Люсон и аббату Жуберу, третья часть — будет посвящена исполнительским школам, их истории и становлению.

В настоящий момент триптих находится в производстве. Летом съёмки II части фильма проходили не только в г. Люсон, где аббат Жубер служил капелланом в церкви Ордена кармелитов, органистом в Кафедральном соборе Нотр-Дам, и где находятся его дом и могила. Съёмочная группа посетила также Сабль-д’Олон, где находится духовная семинария, в которой учился Жубер, и Коэ (место рождения аббата). Кроме того, во II часть войдёт полная версия концерта памяти аббата Жубера в Кафедральном соборе Люсона.

Концерт в Кафедральном соборе

«Два года назад, когда Алексей обратился ко мне по поводу съёмок одной из частей документального фильма, у нас возникла идея посетить Люсон, найти могилу аббата и попробовать соприкоснуться с этой культурой. Вскоре у нас такой шанс появился — меня пригласили выступить в рамках программы летних концертов органной музыки. Я привёз туда программу «1000 лет органной музыки». В её составе произведения из каждой эпохи, вместе они дают слушателю панораму, состоящую из X веков творчества», — рассказывает В. А. Шляпников.

Несмотря на очевидные трудности: совершенно незнакомый симфонический французский орган, непредсказуемая акустика собора, отсутствие времени для полноценных репетиций, даже самая взыскательная люсонская публика осталась в настоящем восторге от концерта. После каждого исполненного сочинения слушатели не жалели аплодисментов, несмотря на то, что обычно в соборах овации звучат лишь в завершение действа.

Французская пресса также оставила очень лестные комментарии: «Атмосфера концерта, благодаря выбору сдержанных произведений, была умиротворяющей. Владимир Шляпников начал с Haec Dies Леонина, используя, преимущественно, насыщенные регистры органа; Les Trois chorals И. С. Баха были исполнены в том же духе. Прелюдия соль минор Сезара Кюи, произведение, посвящённое аббату Жуберу, завершилась захватывающим пианиссимо. Интерпретация балета Чайковского «Спящая красавица» была овеяна лёгким звучанием флейтовых регистров. Это была иллюстративная музыка. На большом экране можно было наблюдать за исполнителем, который был то спокоен, читая партитуру, то энергичен. При исполнении некоторых произведений можно было заметить, как исполнитель и Гийом Марино сменяют друг друга, демонстрируя прекрасное взаимопонимание» Клод Луази; «Профессору Шляпникову удалось сохранить свой стиль, слушатели высоко оценили его живые яркие интерпретации». Главный органист собора Гийом Марино.

Конечно, особенно публика ожидала второй части выступления, посвящённой творчеству русских композиторов. Некоторая меланхоличность, нежность и непостижимая «загадочная русская душа» вновь никого не оставила равнодушным — Владимиру Алексеевичу удалось представить творчество соотечественников с самых лучших сторон, подобрать каждому произведению собственный, особенный «тембральный наряд». Но, как оказалось, не обошлось и без сюрпризов: «Я заканчивал выступление сочинением Рубинштейна. Но оказалось, что на инструменте недостаёт нужных мне клавиш — пришлось сочинять прямо во время игры, чтобы как-то выйти из этой ситуации и попасть в ритм», — с улыбкой признаётся музыкант. Впрочем, даже если кто-то и заметил эти «исполнительские корректировки», то всё равно остался в восхищении.

После финальных нот полный зал Кафедрального собора Нотр-Дам Люсона аплодировал профессору Шляпникову стоя. Овации не стихали, что могло значить только одно — Владимиру Алексеевичу совершенно точно удалось не просто заинтересовать публику, но и затронуть самые тонкие струны души каждого из зрителей.

Сегодня у вас, дорогие читатели, также появилась возможность «побывать» на этом концерте — предлагаем вашему вниманию фильм-концерт, снятый в г. Люсон чудесным летним вечером.

Текст: Н. Кауфманн
(полная версия текста доступна в печатной и электронной версии
№ 9-11 (1439-1441) сентябрь-ноябрь 2018 г. «Газеты СПбГИК»)
Режиссёр фильма: Алексей Родионов